ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
207 Другой герой, которого некоторые критики тоже приписывали к лагерю «лишних людей» – герой Л. Толстого – Нехлюдов – героем романа становится в си- лу того, что способен на раскаяние, «чистку души»; он намерен жениться на Катю- ше и предлагает ей это, хотя в итоге получает отказ. Нехлюдов принадлежит к лю- дям, которые обладают высшим, с точки зрения Л. Толстого, свойством: способно- стью к резким переменам, к нравственному движению, росту. Именно в связи с рас- сказом о душевной жизни Нехлюдова сформулирован знаменитый афоризм романа: «Люди как реки…» (гл. LIX первой части). Свободный от сословных пут, просвет- ленный взгляд Н. способен разглядеть комедию суда, ужасы крестьянской нищеты, бесчеловечность чиновников, особенно высших, жестокость и несправедливость всего существующего строя. Сознавая свою вину, Нехлюдов начинает ходатайствовать по ее делу, а глав- ное, принимает решение жениться на ней независимо от обстоятельств, усматривая в этом прежде всего возможность нравственного очищения. Вторая сторона этого очищения – в решении избавиться от земельной собственности. Нехлюдов, в моло- дости усвоивший мысли Герберта Спенсера и Генри Джорджа о безнравственности владения землей, передает ее крестьянам в аренду, отказываясь от доходов. Ходатайство Нехлюдова не принесло успеха, хотя и остается надежда на вы- сочайшее помилование. Маслову отправляют в Сибирь, Нехлюдов следует за нею. Уже туда приходит сообщение о помиловании. Нехлюдов в некоторой растерянно- сти, т.к. не знает, как сможет жить с Масловой, хотя и не собирается отступать от данного слова. Освобожденный от своего «послушничества», Нехлюдов в раздумь- ях о дальнейшей жизни открывает Евангелие. Толстой расстается со своим героем, читающим Евангелие, покоренным пятью заповедями и постигающим истину: «Ищите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам». Отбросив неясности и мистику, он находит в нем для себя ряд простых запо- ведей, которые и должны послужить для него руководством в будущем и следова- ние которым могло бы решить проблемы общества. Обозначенные христианские мотивы греха, жизни-смерти не единственные в романах И. А. Гончарова и Л. Толстого. В рамках этой работы мы лишь обозначи- ли те точки, которые предстоит еще разработать в аспектах сопоставления конфлик- тосфер этих двух прозаиков. Литература 1. Николаева, Е. В. Художественный мир Льва Толстого: 1880–1900-е гг. / Е. В. Николаева.– М.: Флинта, 2000. 2. Мельник, В. И. И. А. Гончаров как религиозная личность (биография и творчество) // Studia Slavica Hung 40 (1995). Budapest. 3. Мельник, В. И. Роман о человеческой душе («Обломов» И.А. Гончарова) // http://www.portal-slovo.ru/philology/37101.php?PRINT=Y 4. Мережковский, Дмитрий. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи.– М., 1991. 5. Торопова, О. Ю. Философские и религиозные взгляды И. А. Гончарова в его эпистолярном наследии // Литература и общественное сознание: варианты ин- терпретации художественного текста.– Бийск, 2002.– Вып. 7.– Ч. 1. 6. Криволапов, В. Н. «Исповедания же был?» (О месте религиозной веры в жизни И. А. Гончарова, его героев и современников) // Учёные записки. Вып. 1. Российское общество: проблемы и решения.– Курск, 1998. 7. Тарковская, Н. А. Диалог античных и христианских мотивов в романе И. А. Гончарова «Обрыв»: Автореф. … канд. дис.– Кострома, 2006.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=