ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

203 Литература 1. Бердяева, О. С. Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст: Дис. … д-ра филол. наук [Текст] / О. С. Бердяева.– Великий Новгород, 2004. 2. Булгаков, М. А. Собр. соч.: В 5 т. [Текст] / М. А. Булгаков.– М.: Худо- жественная литература, 1989–1990. 3. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы [Текст] / Ф. М. Достоевский.– М.: ИХЛ, 1973. 4. Новиков, В. В. Михаил Булгаков – художник [Текст] / В. В. Новиков.– М.: Московский рабочий, 1996. 5. Петров, В. Б. Художественная аксиология Михаила Булгакова: Дис. … д-ра филол. наук [Текст] / В. Б. Петров.– М., 2003. 6. Ребель, Г. М. Художественные миры романов Михаила Булгакова [Текст] / Г. М. Ребель.– Пермь: ПРИПИТ, 2001. 7. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 12 т. / Л. Н. Толстой.– М.: Правда, 1987.– Т. 6. Т. В. Ушакова Ростов-на-Дону, Россия ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ ГРЕХА И ЖИЗНИ-СМЕРТИ В РОМАНАХ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» И Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» (к постановке проблемы) Русская литература насчитывает тысячи томов книг, которые на протяжении всего ее существования пытались дать ответ на главные вопросы бытия: зачем чело- век живет на Земле? В чем его главное предназначение? Что такое добро, а что та- кое – зло? Что есть жизнь? И что есть смерть? Это вечные вопросы, наверное по- этому, и каждый раз в творчестве нового писателя или поэта, драматурга они звучат с новой остротой и не риторически. Вторая половина XIX века – время, когда про- блемы бытия и осмысления человеком самого себя – его самоидентификации, в том числе и национальной, нашли свой отклик в творчестве таких маститых деятелей своего времени, как И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др. Два имени – И. А. Гончарова и Л. Н. Толстого – в заявленном аспекте особо интересно посмотреть, ибо восприятие современниками творчества этих писателей, их самовосприятие данных вопросов, в частности – и вопросов религии, не является идентичным. Более ста лет назад Д. С. Мережковский попытался определить своеобразие религиозности Гончарова-писателя: «...Религия, как она представляется Гончарову,– религия, которая не мучит человека неутолимой жаждой Бога, а ласкает и согревает сердце, как тихое воспоминание детства» [Мережковский, 1991, 129]. Как отмечают ученые, христианство присутствует в романах Гончарова «сти- листически» сдержанно, неакцентированно. Однако «за этим спокойствием, как все- гда у автора «Обломова», скрывается глубинный трагизм земного бытия человека, проблема духовной жизни и смерти. В этом смысле роман «Обломов» есть право- славный роман о духовном сне человека, о попытке воскресения и, наконец, об окончательном погружении в «сон смертный»» [Мельник, электронный ресурс]. Но вопрос – в самом ли деле Гончаров жил столь сосредоточенной и углубленной духовной жизнью, чтобы можно было трактовать его «Обломова» преимущественно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=