ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
199 изменение жизни – и ему заново открывается красота окружающего мира. К запаху зелени прибавляется запах земли, просящей дождя, потом – запах раскопанной зем- ли, и душа Нехлюдова оживает . Запах земли вписывает Нехлюдова в этнологиче- ское бытие, мир для Дмитрия становится самоценен и первозданно прекрасен, что усиливает желание героя порвать со своим прошлым и воплотить в жизнь юноше- ские высокие помыслы. Изменяется реестр ценностей Нехлюдова – изменяется и его восприятие запахов. Деревенские запахи внушают герою надежду на решение мно- гих проблем. Когда Дмитрий шел узнать о судьбе своего ребенка, он с удовольстви- ем ощущал «резкий, едкий и не неприятный запах навоза» [Толстой, 13, 235]. «Реа- билитируется» пахучий запах: перед избой крестьянина Нехлюдов видит «желто- шафранные, сильно пахучие слои навоза» [Толстой, 13, 237] и не испытывает от- вращения к запаху, связанному с земледелием; запах дегтя, который в начале рома- на угнетал Нехлюдова в вонючей тюрьме, успокаивает его в конце романа: «Моло- дой малый, широкоплечий богатырь, работник, в огромных свежевымазанных паху- чим дегтем сапогах, взялся проводить. <…> как только малый отделялся шага на три в тех местах, где не падал свет из окон, Нехлюдов уже не видал его» [Толстой, 13, 423] . В середине романа появляется запах росистых, хорошо пахнувших болотом лугов, а также крепкий запах молодого березового листа; в конце третьей части ро- мана Дмитрий с упоением вдыхает «влажную свежесть и хлебный запах давно ждавшей дождя земли» [Толстой, 13, 391]; запах пота начинает воспринимается Не- хлюдовым как органичный и уютный запах людей, постоянно занятых физическим трудом; в крестьянской избе запах пота смешивается с запахом полыни и все осве- щается горящей в красном стекле лампадкой перед иконами. Итак. Запах в романах Достоевского и Толстого семантически значим и часто становится фоном сюжетных картин. В «Преступлении и наказании» запах является важным образотворящим компонентом петербургского текста, одним из способов обнаружения внутреннего мира героя, специфической маркировкой предметно- вещного мира романа, обеспечивающей взаимопроницаемость хроноса и топоса, онтологическим показателем благополучия-неблагополучия жизни. В «Воскресе- нии» Нехлюдов, ощущая запахи в знаковые моменты своей жизни, пересматривает свое отношение к миру, подвергает сомнению правомерность сложившихся соци- альных знаковых, осуждает свою былую развратную жизнь. Вонючие, а также при- торно душистые запахи уродливого социума исчезают. В конце романа Толстого доминируют исконные запахи этнологического бытия, предвещая воскресение ге- роя; запах переводит все изображаемое в символико-философскую плоскость, при- давая социуму дополнительные отталкивающие черты и маркируя этапы просветле- ния и воскресения Нехлюдова. Ольфакторный код «Преступления и наказания» и «Воскресения» свидетельствует о необходимости внутреннего преображения че- ловека и всей жизни по законам Бога. Литература 1. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 6: Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский.– Л.: Наука, 1973. 2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://aquaria2.ru/node/13358 .– Загл. с экрана. 3. Назиров, Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского / Р. Г. Назиров.– Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. 4. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13: Воскресение / Л. Н. Толстой.– М.: Худож. лит., 1964.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=