ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

197 у старичка надзирателя – грустное сморщенное лицо. Запах тюремной вони усилива- ется, рождая в людях чувство полного неуважения к себе. Все камеры пропахли пы- лью и сыростью. В тюрьме темный вонючий коридор в женском отделении, в слабо освещенных холодных камерах еще более вонючий воздух; камеры мужчин особенно вонючие и пропитаны табаком; во всех камерах на почерневшем полу стоит вонючая параша, наполняющая пространство отвратительною вонью, которая вызывает у Масловой бессонницу. К утру воздух в камерах становится ужасно вонючим и вы- зывает у арестантов вызывает желание «опять заснуть, уйти в область бессознатель- ности» [Толстой, 13, 152]. Отвратительный запах тюрьмы вызывает у Нехлюдова осознание преступной роскоши господской жизни: «И тут же вспомнил острог, бри- тые головы, камеры, отвратительный запах, цепи и рядом с этим – безумную роскошь своей и всей городской, столичной, господской жизни» [Толстой, 13, 253] . От арестантов едко пахнет потом, от многих – вином, которое они тайно рас- пивают в камерах, и табаком; запах пота к концу романа усиливается, становясь тя- желым и кислым запахом страха: «Едва унтер-офицер отошел, как к Нехлюдову бы- стрыми босыми шагами, придерживая кандалы, <…> подошел, обдавая его тяжелым и кислым запахом пота, арестант и таинственным шепотом проговорил: “<…> За- ступитесь, а нам нельзя, убьют”, <…> беспокойно оглядываясь, и тотчас же отошел от Нехлюдова» [Толстой, 13, 431]. В романе Толстого от многих разит вином и табаком; этот запах в публичном доме уничтожает последнюю стыдливость; вином несет и от присяжного в суде; все здание суда пропитано табачным дымом, который арестанты жадно втягивают в себя. Противный запах наполняет весь город. Меблированные комнаты пропитаны тяжелым запахом; на кухнях политических густо пахнет чадом. На улицах в воздухе висит пыль и запах прогорклого масла. Эти запахи вызывают ощущение тупикового пути людей, живущих в городах: «”И зачем они все собрались тут?” – думал Нехлю- дов, невольно вдыхая вместо с пылью, которую нес на него холодный ветер, везде распространенный запах прогорклого масла свежей краски» [Толстой, 13, 264]. В «Воскресении» появляются приторно-душистые пахучие запахи, которые, как и в романе Достоевского, вызывают неприязнь. Богатые с их лимитированным внутренним миром не ощущают запахов природы и отгораживаются от внешнего мира насыщенным парфюмом. В начале романа в комнате Нехлюдова пахнет элик- сиром, одеколоном, фиксатуарами, духами; пахучий запах изысканной роскоши об- волакивал все дорогие вещи Нехлюдова и вызывал у него чувство самодовольства. Представители светского мира, акцентируя осознание собственной исключительно- сти, окружают себя пахучими и душистыми вещами. Дмитрий полощет пломбиро- ванные во многих местах зубы душистым полосканием, моет руки душистым мы- лом и выходит из дома, «хотя и не вполне свежий, но чистый и душистый» [Тол- стой, 13, 18]. Мисси, помимо различного рода ухищрений женить на себе Нехлюдо- ва, пишет ему письма на пахучей бумаге. На приеме у Корчагиных после обеда гос- ти у столика с полоскательницами полощут рты душистой водой и ведут никому не интересный разговор. При курении Вольф выпускает изо рта душистый голубова- тый дым и упивается своей значимостью. Жеманная княгиня Корчагина, стремясь выглядеть утонченно-болезненной дамой, курит пахучую пахитоску. Нехлюдову подсознательно становится неприятен этот неестественный пахучий запах, и он вспоминает другой, «настоящий» запах – запах хорошо пахнущей папиросы, кото- рую давно во время поездки по зимнему лесу курил кто-то из его спутников; тот за- пах был связан для Нехлюдова с ощущением счастья. Офицеры-конвоиры стремятся отгородиться от плохо пахнущих арестантов запахом одеколона и дурных духов, и Дмитрию становится еще противнее и безна-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=