ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

190 “Важной особенностью стиля дневника является наличие в его составе мно- гообразных автономных жанровых образований [...] Дневник Толстого включает в себя рассказы-миниатюры, маленькие философские и этические трактаты, кри- тические разборы произведений разных авторов … статьи богословской темати- ки, заметки к художественным произведениям, монологи-исповеди” [Егоров, 2002, 191]. Дневники Толстого обладают таким разнородным характером потому, что они являются зачатком каждого будущего творения и, в этом смысле, составляют пер- воначальную основу поэтики Толстого [Эйхенбаум, 1987, 67]. Без сомнения, интересно думать, что превосходные произведения зрелого пе- риода творчества Толстого (как процитированная повесть "Хаджи-Мурат") не есть результат победы литературного таланта над человеком, ослепленным идеей, но вы- ражение "равновесия между этосом и пафосом" [Блум, 1986, 7], постоянный поиск которого составил "сюжетную линию" жизни Толстого и его самого большого про- изведения – дневников. В них как никогда становится очевидной неотделимость жизни и творчества, потому что, как говорил сам Толстой о своих дневниках, "Они – я" [Толстой, 2009, 12]. В заключение автор выражает благодарность Елене Васиной, Екатерине Волковой и Александру Корневу за их неоценимую помощь в редактировании, без которой публикация этой статьи не состоялась бы. Литература 1. Bloom, Harold. Modern Critical Views Leo Tolstoy.– Yale University Press, 1986. 2. Бушканец, Л. Е. Дневник молодого Толстого: особенности жанра и стиля.– Казань, 20--? 3. Gomide, Bruno Barreto. Da estepe à caatinga: o romance russo no Brasil (1887– 1936).– Unicamp, 2004. 4. Егоров, О. Г. Дневники русских писателей XIX века. М.: Флинта – Наука, 2002. 5. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.– http://petrovitskaya.lifeware.ru/sobranie_sochineniy 6. Tolstoy, Leo. Last Steps. The late writings of Leo Tolstoy. With an introduction by Jay Parini.– Penguin Books, 2009. 7. Эйхенбаум, Б. О литературе. Работы разных лет.– М.: Сов. писатель, 1987. Ю. В. Прокопчук Москва, Россия ДВА ЗАВЕЩАНИЯ (Н. С. ЛЕСКОВ И Л. Н. ТОЛСТОЙ) В научной литературе утвердилось представление о том, что Лесков в послед- ние годы жизни испытал сильное влияние взглядов Л. Н. Толстого. Согласно трак- товке некоторых авторов, до 1886 года Лесков не только не разделял, но даже часто критиковал толстовские взгляды, «а затем Савл превратился в Павла, в преданного и восторженного почитателя» [Сергеенко, 1911, 215–216. Ср.: Апостолов, 1928, 218]. Л. Гроссман написал, что Лесков стал считать себя толстовцем, полностью разделял религиозные взгляды писателя [Гроссман, 1945, 112]. Однако такая точка зрения была подвергнута справедливой критике в ряде работ. Исследователи убеди-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=