ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

19 благо мира – деньги. Цивилизация, считает Толстой, калечит людей, разъединяет их, искажает все критерии оценки человека и лишает людей наслаждения общения, наслаждения человеком. Для Толстого подлинной, не замутненной цивилизацией является "природная" первожизнь, которая включает в себя вечную природу и звезд- ное небо, рождение и смерть, труд, жизнь, какой ее представляет непредвзятый взгляд на мир простого человека из народа. Именно такая жизнь и является единст- венно нужной. И все жизненные процессы, считает Толстой, направляет непогре- шимый, всемирный, всепроникающий Дух. Он в каждом человеке и во всех людях, взятых вместе, он вкладывает в каждого стремление к тому, что должно, велит лю- дям бессознательно жаться друг к другу, дереву расти к солнцу, цветам увядать к осени. И его блаженный голос заглушает шумное развитие цивилизации. Только та- кое натуральное начало жизни и ее первозданная гармония могут способствовать земному счастью человека, утверждает Толстой. Жизнь воспринимается Толстым как бы в двойственном ракурсе – жизнь в цивилизации и первичная жизнь в самой жизни. Он целиком на стороне первичной жизни, ее "природы", стихийной силы и правды, которые представляются ему божественными. Правда непосредственной жизни, по его мнению, не имеет ничего общего с сознательными и разумными нор- мами правды, которые установлены цивилизацией. Поэтому Толстой выступает против попыток искусственной и насильственной организации жизни по разуму, сознанию и нормам цивилизации. В соответствии с пониманием сущности жизни Толстой рассматривает проблему человека и смысла его жизни. По его мнению, в каждом человеке раскрывается особое, лишь ему одному присущее отношение к миру. Это и образует индивидуальность человека, его, по выражению Толстого, "животную личность". Люди привыкли к иллюзии своей особенности, отделенности от мира. Но это осознание своей отдельности вызвано лишь фактом их телесной от- дельности. Сама же сфера телесности с ее множественностью и делимостью являет- ся бытием временным, призрачным, нереальным проявлением чего-то невременного и непространственного, отмечает Толстой в своем Дневнике. Настоящее и действительное «Я» духовной личности проявляет себя в "разумном сознании", Боге. И сущность жизни человека не в его отдельном существовании, бы- тии, а в Боге, заключенном в нем самом, считает Толстой. Смысл, ценность жизни, по мнению Толстого, составляет любовь как источник нравственной связи человека с ми- ром и окружающими его людьми. Причем любовь трактуется им как этический прин- цип, как бережное и благородное отношение человека к своему бытию, которое являет- ся даром высшей, божественной любви. И сама жизнь, бытие являются поэтому бла- гом, определяющим суть и глубину человеческого существования. Однако, считает Толстой, человек должен осознавать, что дар его личностного бытия дан ему вместе с другими, что благодарная любовь за свое бытие переживается им как любовь и к дру- гим людям, как "всеединство". Оно доступно только тем, кто не оторван от жизни всех остальных людей, которые своим повседневным трудом и своим постоянным общени- ем оберегают дарованное всем людям благо: бытие человечества, жизнь. Литература 1. Бердяев Н. А. О русской философии.– Свердловск, 1991. 2. Бердяев Н. А. Философия творчества культуры и искусства.– М., 1994. Т. 2. 3. Аксаков К. С. О русском воззрении // Русская идея.– М., 1992. 4. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков.– Томск, 1996. 5. Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. А. С. Хомяков и И. В. Ки- реевский.– М., 1995. 6. Гершензон М. О. Славянофильство // Вопросы философии. 1997. № 12.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=