ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
183 зода – очень разных по своему содержанию и сюжетному значению: обед в Англий- ском клубе в честь князя Багратиона и смерть маленькой княгини. Сцена обеда. «<…> во всех комнатах Английского клуба, <…> как пчелы на весеннем про- лете, <…> сновали взад и вперед <…> члены и гости клуба <…>. Ливрейные лакеи стояли у каждой двери <…>. Граф Илья Андреич Ростов иноходью, озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапогах из столовой в гостиную . <…> лакей <…> доложил: «Пожаловали!» <…> разбросанные в разных комнатах гости, как встряхнутая рожь на лопате, столпились в одну кучу и остановились в большой гостиной у дверей залы . В дверях передней показался Багратион. <…> приехавшие с ним вместе остановились в две- рях , желая, чтобы он, как главный гость, прошел вперед их. Багратион смешался, не желая воспользоваться их учтивостью; произошла остановка в дверях , и, наконец, Багратион все-таки прошел вперед <…>. Старшины встретили его у первой двери <…> и повели в гостиную . В дверях гостиной не было возможности пройти от стол- пившихся членов и гостей <…>. Граф Илья Андреич <…> протолкал толпу, провел гостей в гостиную . <…> проталкиваясь опять через толпу, вышел из гостиной и <…> через минуту явился, неся большое серебряное блюдо, которое он поднес князю Багратиону <…>. Дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!». Дверь отворилась , загремел из столовой польский <…> Все встали, <…> и опять Багратион впереди всех пошел к столу ». Сцена родов. «Муки вновь начались, и [акушерка] Марья Богдановна посоветовала князю Анд- рею выйти из комнаты . Акушер вошел в комнату . Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней.<…> Они ждали и прислушивались <…>. Князь Андрей опять пошел к жене и в соседней комнате сел , дожидаясь. Ка- кая-то женщина вышла из ее комнаты . <…> Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто-то <…>. Вдруг страшный крик <…> раздался в соседней комнате <…>. Князь Андрей подбежал к ее двери <…>. Дверь отворилась . Доктор <…> вышел из комнаты<…> и, не слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге . Он вошел в комнату жены <…>. Через два часа <…> князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери <…>». Описывая торжественный обед, Толстой подчеркивает постоянное движение между комнатами клуба, передавая общую обстановку приподнятого возбуждения. В сцене родов маленькой княгини перемещения персонажей усиливают драматиче- скую нервозность ситуации. По мере приближения трагической развязки нарастает частота упоминания двери, доходя почти до навязчивости. Отношения «человек-человек» предполагают не только контакты, направлен- ные вовне, но также и внутреннее обращение индивида к своему «я». Поэтому герои Толстого смотрятся в зеркала, пожалуй, чаще, чем смотрят в окна. Любуются собой Борис и Вера; охорашивается, набираясь решимости перед важным визитом, княги- ня Друбецкая; безнадежно смотрит на себя княжна Марья; Берг взбивает перед зер- калом височки, «как носил Александр Павлович». Увидеть свое отражение можно не только на посеребренном стекле, но и в других людях – метафорически отража- ется в своей жене Наташе Пьер Безухов; мечтает, чтобы на всех отражалась его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=