ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

181 Для выражения своих идей (прежде всего, образного оформления оппозиций «человек – мир», «внутреннее - внешнее», «свое - чужое») Гончаров обращается к мо- тиву окна. Он приобретает у автора символическое значение границы и одновремен- но канала связи между внутренним пространством героя и внешним миром. Гончаров использует мотив окна системно, последовательно; он встречается не только в роман- ной трилогии, но также в письмах и автобиографической прозе писателя. Гончаров прибегает к мотиву окна для кодирования важной информации о ге- роях. Так, вид из окна дома (с балкона, галереи) указывает жизненный горизонт персонажа, определяет сущность его устремлений, соответствующих определенно- му этапу в жизни. Один и тот же вид из окна может восприниматься по-разному разными персонажами (помещица Адуева видит с балкона поля и стада, а ее сын – дорогу в землю обетованную), а также одним героем в различные моменты (Райский в Малиновке). Дополнительный материал для анализа и сравнения действующих лиц дают переклички или повтор деталей характеризующего их пейзажа (цветник, огород, стена, солнце, море и т. д.). Понимание окна как границы между двумя смысловыми пространствами предполагает определение степени его проницаемости. В текстах Гончарова про- слеживаются различные способы регулирования «прозрачности» границы (открытое или закрытое окно, ставни, портьеры, занавески, пыльные стекла). Чтобы обозна- чить ситуацию, когда взаимодействие персонажа с внешним миром отличается осо- бой напряженностью или даже дает сбой, Гончаров заставляет своих героев обра- щаться к окну (Обломов после разрыва с Ольгой) или даже «метаться» между окна- ми (Козлов в «Обрыве»). Л. Н. Толстой отдает дань мотиву окна – на нем держатся два важных эпизода романа «Война и мир»: пари Долохова и разговор Наташи с Соней в Отрадном, слу- чайно подслушанный Болконским. Сценой пари Толстой вводит читателя в круг общения Пьера Безухова и зна- комит с двумя персонажами – Анатолем Курагиным и Долоховым. Оба – отъявлен- ные кутилы, игроки, нарушители общепринятых устоев и норм, бросающие вызов обществу. Им предстоит сыграть особую, провокационно-разрушительную роль в сюжете романа. Весь эпизод строится вокруг пари, которое выигрывает Долохов – балансируя в проеме окна, он выпивает бутылку рома. Мотив окна – как нарушаемая граница – под- тверждает репутацию членов кружка, «знаменитостей в мире повес и кутил Петербур- га»; с его помощью также выстраивается особая внутренняя иерархия в компании. До- лохову удается удержаться на карнизе окна и выиграть пари – он подлинный лидер, несмотря на невысокое общественное положение. Сомнителен авторитет Анатоля – желая проявить себя, он пытается выломать раму окна (она мешает сесть на откос сте- ны), но лишь разбивает стекло. Зато дубовая рама поддается Безухову – он с треском выворачивает ее. В запале Пьер даже лезет в окно, порываясь повторить выходку До- лохова; однако его отвлекают поездкой к***. Можно предположить, что место Пьера в кружке, равно как и вообще вопрос о принадлежности к нему, остается открытым. Его духовный и социальный потенциал этим эпизодом явно не исчерпывается. В сцене пари Долохова семантика мотива окна вполне соответствует гонча- ровской трактовке, где окно выступает как граница и одновременно способ связи между человеком и обществом. Уместно, кстати, вспомнить, что в романе Гонча- рова «Обрыв» персонаж с созвучной фамилией (Волохов) то и дело предстает пе- ред читателем бесцеремонным нарушителем границ (окно, забор). Он, как и Доло- хов, не приемлет устоявшиеся авторитеты и ценности и растрачивает свои силы на их преодоление.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=