ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

180 С. К. Казакова Москва, Россия «ВОЙНА И МИР» Л. Н. ТОЛСТОГО И РОМАННАЯ ТРИЛОГИЯ И. А. ГОНЧАРОВА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ В 1869 году Л. Н. Толстой сдал в типографию последние главы романа «Вой- на и мир». Практически одновременно И. А. Гончаров дописывал «Обрыв» – за- ключительную часть романной трилогии. Так, уже само время создания двух про- изведений открыло счет причинам и поводам для сопоставления творчества двух писателей – Толстого и Гончарова. Одно из главных оснований для подобных сравнений дал сам Толстой, признававший влияние Гончарова на свою литератур- ную деятельность. В докладе предпринята попытка выявить в романе Толстого аналогию одному из ключевых сквозных мотивов прозы Гончарова – мотиву окна. Возможность таких аналогий кроется, на наш взгляд, в некоторых особенностях постановки творческих задач обоими писателями. Если упростить до крайности основную сюжетную линию «Войны и мира», то роман Толстого можно представить в виде следующей схемы: два героя, одна ге- роиня; один деятелен и одержим высокими стремлениями; другой пассивен, не ищет карьеры и успеха и склонен к обретению счастья в простом течении жизни; один умирает, другой счастливо женится на героине. Как это ни парадоксально, но представленная схема «Войны и мира» легко ло- жится на сюжет «Обломова», но с принципиальным отличием: по сравнению с Ольгой в «Обломове», героиня «Войны и мира» выходит замуж «не за того». Для Толстого более жизнеспособным и, соответственно, подготовленным к счастью, ока- зывается не Андрей Болконский, а Пьер Безухов – персонаж, которого некоторые ис- следователи склонны соотносить с героем Гончарова – Ильей Ильичем Обломовым. Гончаров предусмотрел возможность иной развязки романа. Брак Ольги и Об- ломова предстает в воображении Штольца: «Все вопросы, сомнения, вся лихорадка жизни уходила бы на заботы по хозяйству, на ожидания праздников, гостей, семей- ных съездов, на родины, крестины, в апатию и сон мужа! <…> Как же она вынесет эту жизнь? Сначала бьется, отыскивая и угадывая тайну жизни, плачет, мучится, по- том привыкает, толстеет, ест, спит, тупеет». Толстой будто принял этот вызов. Через семь лет замужества его Наташа «по- полненела и поширела»; «прежний огонь» зажигался в ней очень редко – «это быва- ло только тогда, когда <…> возвращался муж, когда выздоравливал ребенок или ко- гда она <…> вспоминала о князе Андрее». И более того – чего даже не предвидел Штольц в своей «антиутопии» - после замужества Наташа совершенно оставила пе- ние. Но это не было жизненным поражением героини; напротив, Наташа реализова- ла свою истинную главную потребность – «иметь семью, иметь мужа». Параллель между героинями Гончарова и Толстого создает для исследовате- лей соблазн рассматривать «Войну и мир» как реплику Толстого в «диалоге» с Гон- чаровым по ключевым мировоззренческим и творческим вопросам. Одна из главных проблем, которую Гончаров решает в своем творчестве,– личность человека в его отношениях с окружающей действительностью. Писателя интересуют такие категории как деятельность, общественный прогресс, борьба ста- рого и нового. Именно в этом смысловом пространстве самоопределяются и реали- зуют себя его герои.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=