ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

179 для важного философского обобщения. Вспомним: Юрий Андреевич едет по Ни- китской в несправном трамвае, а параллельно ему, то обгоняя, то пропуская вперед, идет по тротуарам давняя знакомая Живаго и Лары мадемуазель Флери. «Юрию Ан- дреевичу вспомнились школьные задачи на исчисление срока и порядка пущенных в разные часы и идущих с разной скоростью поездов, и он хотел припомнить общий способ их решения, но у него ничего не вышло, и, не доведя их до конца, он переско- чил с этих воспоминаний на другие, более сложные размышления. Он подумал о нескольких развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживет. Нечто вроде принципа относи- тельности на житейском ристалище представилось ему, но, окончательно запу- тавшись, он бросил и эти сближения» [Пастернак, 1994, 395–396]. И именно в этот момент «сверкнула молния, раскатился гром. Несчастный трамвай в который уже раз застрял на спуске от Кудринской к Зоологическому. Дама в лиловом появилась немного спустя в раме окна, миновала трамвай, стала удаляться. Первые крупные капли дождя упали на тротуар и на мостовую…» [Пастернак, 1994, 396]. Через не- сколько минут Живаго скончался от сердечного приступа, а мадемуазель Флери, «в десятый раз обогнав трамвай и ничуть того не ведая, обогнала Живаго и пере- жила его» [Пастернак, 1994, 396]. Так в финале романа еще раз пересекаются два ведущих мотива, которые были заложены в начале: стихия (гроза) и железная дорога (городская модель – трамвай). Железная дорога, как глубокая рана, пересекает пространство романа. В этом мета- образе сконцентрировано авторское ощущение неумолимой поступи времени, пре- небрегающего человеком. А еще – предощущение неизбежного конца земного чело- веческого существования, которое должно смениться другой жизнью – жизнью веч- ной, жизнью «в духе». Собственно, мысль о бессмертии человеческого духа – глав- ная в романе Пастернака, вполне созвучная толстовской идее «живой жизни». Литература 1. Толстой, Л. Н. Анна Каренина: Роман // Л. Н.Толстой. Собр. соч.: В 22 т. Т. 8, 9 / Л. Н.Толстой.– М., 1981–1982. 2. Пастернак, Б. Л. Доктор Живаго: Роман / Б. Л. Пастернак.– М., 1994. 3. Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака / В. Альфонсов.– Л., 1990. 4. Бабаев, Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого / Э. Г. Бабаев.– М., 1975. 5. Быков, Д. Борис Пастернак / Д. Быков.– М., 2006. 6. Галаган, Г. Л. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания / Г. Я. Га- лаган.– М., 1981. 7. Иванова, Н. Борис Пастернак: Участь и предназначение / Н. Иванова.– СПб., 2000. 8. Пастернак, Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии / Е. Б. Пас- тернак.– М., 1989. 9. Эйхенбаум, Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы / Б. М. Эйхенбаум.– Л., 1960.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=