ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

177 в завязке, в трагической сцене самоубийства, в своеобразном эпилоге – в сцене отъезда Вронского на войну. Этот образ поезда, железной дороги встречается и в «невинных» зарисовках детских игр. «В поезд» играют дети Стивы Облонского, о новой игре «в же- лезную дорогу» рассказывает Сережа Облонскому, а после ухода Стивы Сережа горько плачет. Учитель считает причиной слез ушибы, полученные мальчиком во время игры, но потом мы узнаем, что Сережа плакал из-за отношений родителей… Все эти многократно упоминаемые эпизоды, связанные с поездом, с игрой в крушение, как бы подготавливают трагический конец Анны. Нетрудно заметить, что символ железной дороги состоит из двух семантиче- ски насыщенных образов: железа и дороги. В образе железа сосредоточено понятие о жесткости, жестокости, неподатливости; железо надо «мять», ломать, чтобы полу- чилось желаемое. Именно словообраз «железо» повторяется в «двойном» сне Анны и Вронского. «Мужик с взъерошенной бородой, маленький и страшный… нагнулся над мешком и руками что-то копошится там… и приговаривает по-французски… «Il faut le barte le fer, le brouer, le petrir…» (Надо ковать железо, толочь его, мять» [Толстой, 1981, VIII, 397]. И слуга Корней во сне же толкует страшный сон Анны: «Родами, родами умрете, родами, матушка» [Толстой, 1981, VIII, 397]. Символич- но, что подобный же сон с мужиком с взъерошенной бородой видит и Вронский, и тоже испытывает какой-то мистический страх. Бросившись под колеса поезда, Анна ощущает, «как что-то огромное, неумо- лимое толкнуло ее в голову и потащило за спину…», а «мужичок приговаривал что- то, работая над железом» [Толстой, 1982, IХ, 364]. Вторая часть символа – дорога. Это наитипичнейший хронотоп русского реа- листического романа ХIХ века. С дороги, с приезда героя начинаются почти все ро- маны от «Евгения Онегина» А. С. Пушкина до Л. Н. Толстого. Таким образом, мы видим, что железная дорога, вокзал у Толстого – зловещий символ неустойчивого, переходного времени, «когда помутились сердца человече- ские», когда разрушились все семейные связи, когда проповедуется доступность всех средств для достижения цели. Железная дорога – символ перемен в судьбах ге- роев, перемен преимущественно горестных, трагических. Мотив железной дороги является одним из ведущих в романе «Доктор Жива- го» Б. Л. Пастернака, испытавшего сильнейшее влияние мировоззрения и эстетики Л. Н. Толстого. Железная дорога в творчестве Пастернака больше чем мотив, это настойчиво варьируемый образ, символ. Отнюдь не всегда этот образ несет в себе негативный смысл. Достаточно вспомнить такие шедевры лирики Пастернака, как заглавные стихотворения его книг «Сестра моя, жизнь» и «На ранних поездах», чтобы убе- диться в этом. Железная дорога со всеми ее атрибутами (станции, рельсы, паровозы, вагоны, шпалы…) пронизывает лирическую стихию Пастернака: Вокзал, несгораемый ящик Разлук моих, встреч и разлук, Испытанный друг и указчик, Начать – не исчислить заслуг. [Пастернак, 1993, I, 14]. Лед реки, переезд и платформа, Лес, и рельсы, и насыпь, и ров Отлились в безупречные формы Без неровностей и углов. [Пастернак, 1993, I, 325].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=