ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

175 Таким образом, мы видим, что стихотворение Тютчева «Silentium!» было предметом постоянных раздумий Л. Н. Толстого. «Что за удивительная вещь. Я не знаю лучше стихотворения» ,– говорил он Гольденвейзеру в одной из своих послед- них бесед с ним [Благой, 2003, 165]. А в воспоминаниях В. Ф. Булгакова от 5 октяб- ря 1910 года, т. е. незадолго до ухода великого писателя, зафиксировано: «Декла- мировал и хвалил «Silentium!» Тютчева, стихи, напечатанные в «Круге чтения». – Это – образец тех стихотворений, в которых каждое слово на месте!» [Булга- ков, 2003, 138]. Литература 1. Благой Д. Читатель Тютчева – Лев Толстой // Ф. И. Тютчев и Л. Н. Толстой. Два гения.– М., 2003.– С. 152–169. 2. Булгаков В. Ф. Из воспоминаний // Ф. И. Тютчев и Л. Н. Толстой. Два ге- ния.– М., 2003.– С. 136–138. 3. Касаткина В. Н. Л. Н. Толстой и Ф. И. Тютчев: размышления о духовной жизни человека // Ф. И. Тютчев и Л. Н. Толстой. Два гения.– М., 2003.– С. 244–256. 4. Лазурский В. Ф. Дневник // Ф. И. Тютчев и Л. Н. Толстой. Два гения.– М., 2003.– С. 116. 5. Ремизов В. Б. «Союз души с душой родной…» (Толстой читает Тютчева) // Ф. И. Тютчев и Л. Н. Толстой. Два гения.– М., 2003.– С. 35–50. 6. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1928– 1958. Ссылки на это изда- ние даны в тексте. Указывается том и страница. 7. Черткова А. К. Воспоминания о Л. Н. Толстом // Ф. И. Тютчев и Л. Н. Толс- той. Два гения.– М., 2003.– С. 112–114. Л. В. Захарова Тула, Россия МОТИВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В РОМАНАХ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» И Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» Мотив железной дороги – один из сквозных в русской литературе ХIХ–ХХ веков. Уже в «Грозе» А. Н. Островского железная дорога, поезд были чем-то устрашающим – вспомним «огненного змия», предвещающего конец света. Мчащийся вперед паровоз и рассеивающийся дым его в романе И. С. Тургенева «Дым» подчеркивает безысход- ность, растерянность героя, перед которым стоят вопросы о времени, о себе, о России. И даже в известном стихотворении Н. А. Некрасова дорога встает как символический образ нового времени, безжалостно пожирающего своих созидателей. Мотив железной дороги у Л. Н. Толстого во многом сложнее, чем у современ- ников. Этот мотив у него полисемантичен и трактуется в различных планах: соци- альном, психологическом и композиционном. Железная дорога – это знак и образ развивающегося общества (не случайно 70-е годы ХIХ в. характеризуются бурным строительством железных дорог по всей России). В то же время это и универсаль- ный символ романа, предсказывающий драматическое развитие и трагическую раз- вязку судьбы героини Толстого. Этот образ дополнительно подчеркивает зыбкость, непрочность связей Вронского и Анны, а смерть обходчика рельсов воспринимается Анной как «дурное предзнаменование».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=