ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
170 ризовала главную героиню, но и высказала свое отношение к прочитанному: « По- весть словно опровергает многие привычные понятия» . «Живым примером, призы- вом гордым к свободе, свету» называет Э. Г. Беккер автобиографические книги «Дневник Нины Костериной» и «Дневник Пети Сагайдачного», написанных обыч- ными школьниками-старшеклассниками, погибшими в первые дни Великой Отече- ственной войны. Учащаяся 11 класса Рощина Римма написала отзыв о повести Б. Балтера «До свидания, мальчики». Рассказав кратко о содержании произведения, школьница пришла к выводу: «Понравилась мне очень повесть Бориса Балтера своим правдивым описанием жизни. Почти впервые я встретила книгу, где так от- крыто и естественно показаны взаимоотношения между юношей и девушкой. И вся повесть такая солнечная, наполненная ароматом моря, которое так любят мальчишки» . Как видим, школьники 60-х много читали, часто именно в книгах они находили свои идеалы: характеры светлые, овеянные романтизмом и героизмом. Следуя толстовским принципам развития художественных способностей де- тей, руководители журнала организовали отдел «Наше творчество». Здесь помеще- ны в основном первые стихи юных поэтов. Тематика их типична: зимние пейзажи (стихи учащихся младших классов), первые чувства, выбор пути, подвиг, патрио- тизм (стихи старшеклассников). Важно то, что рядом с этими детьми, делающими пока еще робкие шаги на пути к поэзии, всегда стояли поддерживающие их учителя. В третьем номере альманаха напечатаны сочинения по пословицам учеников 4 класса. Ориентируясь на подобную работу Л. Н. Толстого, проведенную им в школе для крестьянских детей и описанную в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», редактор журнала предложил школьникам создать небольшие рассказы, темой которых являлась бы народная мудрость. В номере помещены творческие работы по пословицам: «Пчела мала, да и та работает», «Сам погибай, а товарища выручай», «Один за всех, а все за одного», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За всякое дело берись сме- ло», «Баба с возу, кобыле легче». В большинстве случаев ребята понимали смысл пословиц впрямую, описывали ситуации, подсказанные заглавием. Например, Бу- лина Люба сочинила такой рассказ: « Однажды старик со старухой поехали в лес за дровами. На обратном пути они поругались. Вот баба и говорит: "Сейчас я слезу с воза". Старик ей отвечает: "Ну и слезай". Баба и слезла. А старик не стал ее уго- варивать, поехал дальше, а баба пошла пешком. С тех пор сложилась пословица: "Баба с возу – кобыле легче"» . И лишь единицы смогли отвлечься от прямого смыс- ла народных высказываний, как, например, Шульц Лидия, придумавшая сюжет на тему «Пчела мала, да и та работает»: «Мама сказала сыну: "Пойди, принеси воды". Борис поежился и ответил: "Не хочу". Младшая сестра Лариса взяла ведра и по- шла за водой. Принесла она воду, а Борис говорит: "Ведра-то неполны". – "Я много не донесу, – ответила она. – А ты не принес совсем"». Наконец, разделом, завершающим каждый номер «Ясной Поляны», был «Ли- тературные игры и шутки». В нем помещены самостоятельно составленные школь- никами различные занимательные материалы: кроссворды, чайнворды, ребусы, криптограммы, загадки. Большинство из них охватывает обширный круг литератур- ных произведений, высказываний писателей, биографических данных исторических личностей. Все это свидетельствует о несомненной эрудиции авторов этих голово- ломок, их творческом потенциале. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое зна- чение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда бу- дет только подражать, копировать...». Участие в создании рукописного литера-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=