ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

169 Отечественной войны. В нем помещен список учеников школы, погибших на фрон- тах, рассказ учителя истории Е. М. Катылкина о черных днях Ясной Поляны, когда она была оккупирована фашистами, стихи о войне, написанные детьми. К краеведческим материалам относится и подборка стихов русских и зарубеж- ных поэтов о Ясной Поляне и ее школе: Г. Лубянская «Имени Льва Толстого», Н. Рыленков «Ясная Поляна», Ю. Дедов «В Ясной Поляне», А. Янежич «В ясно- полянских елочках», Б. Брехт «Немцы в Ясной Поляне», Н. Асеев «Герои Ясной Поляны». В первом номере помещена заметка о персонаже романа К. Федина «Кос- тер» – ученице яснополянской школы Надежды Извековой. Весьма любопытны сочинения учащихся о живущих рядом с ними людях, ка- ким-либо образом общавшихся с Львом Толстым, а также связанным с историей школы. Например, ученица 4 класса Ляпунова Галя написала о своей восьмидесяти- четырехлетней прабабушке Вере Сергеевне Ляпуновой, которая с тринадцати лет работала у Толстых сначала «девчонкой», а потом горничной. За бесхитростным рассказом, переданным ребенком, оживают черты Л. Н. Толстого. Приведем этот рассказ полностью: « Один раз Л. Н. Толстой пошел в соседнюю деревню. Идет он мимо барской усадьбы и видит: помещик с сыном на крыльце чай пьют, а около по- рога стоит крестьянка и просит, чтобы ей отдали корову. Толстой был одет в мужицкую одежду. Он поднялся на крыльцо и сказал: "Отдайте ей корову". А ба- рин спрашивает: "Ты кто такой?" Лев Николаевич показал паспорт. Барин читать не умел, ему прочитал сын: "Граф Л. Н. Толстой". Барин так испугался, что чуть заикой не стал. Пришлось ему вернуть крестьянке корову». Рощина Римма, ученица 11 класса, перевела с немецкого воспоминания быв- шей ученицы Саратовской гимназии Луизы Цицер о том, как она узнала о смерти Л. Н. Толстого. « Софья Штокфиш, директриса гимназии, зашла утром в наш класс. Ее лицо выражало волнение и траур. "Дорогие девочки, – сказала она, – вы, возможно, уже слышали, кого мы вчера потеряли. Лев Толстой, крупнейший писа- тель нашего времени, скончался. Окажем ему последнюю почесть". Мы поднялись со своих мест и стояли с опущенной головой. Наша директриса была единственная в Саратове, которая рискнула в этот день так говорить со своими учениками». Далее сообщается, как воспринял весть о смерти Л. Толстого учитель закона божия и в ка- кую ярость он пришел, видя скорбные лица учениц. И вновь за этим рассказом встает невыдуманная страница истории. Все это те крупицы, которые, соединяясь в общую картину, воссоздают облик великого писателя и отношение к нему разных людей. А вот еще одна страница, на сей раз связанная с историей школы. Учащиеся 7 класса рассказали об уборщице тете Маше – Марии Борисовне Москвиной, кото- рая с 12 лет (с 1936 года) работала в яснополянской школе: на первых порах кипя- тила воду для учащихся, дежурила на часах, помогала уборщицам, а во время войны спасала книги из школьной библиотеки, помогала тушить пожар. Итак, как мы видим, задача воспитания любви к родному краю и гению рус- ской литературы Л. Н. Толстому решалась журналом весьма успешно. Этому же способствовало и оформление журнала: почти в каждом номере есть портрет Л. Н. Толстого, выполненный учащимися и Э. Г. Беккером, изображение школы, символика, связанная с Ясной Поляной, фотографии родных мест писателя. Хотя в альманахе и не было отдела литературной критики, но почти в каждом номере публиковались рецензии учащихся и учителя литературы Э. Г. Беккера на прочитанные книги. По ним весьма наглядно можно представить круг чтения то- гдашних школьников. Например, Синицына Люба написала рецензию на повесть М. Красовицкой «Если ты назвался смелым», опубликованную в журнале «Юность». Школьница не только проанализировала сюжет произведения, охаракте-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=