ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
168 тературного краеведения. Это был поистине прирожденный педагог, незаурядная личность, обладающая многообразными художественными талантами. В настоящее время в нашей семье хранятся четыре номера рукописного литературно-творческого журнала «Ясная Поляна», созданного учащимися Яснополянской школы-интерната в 1964–1965 годах. Не могу судить, имеются ли еще где-либо копии этих журналов, текст в них напечатан на машинке «Эрика», возможно, не в одном экземпляре. Страницы украшены рисунками, выполненными в основном цветными карандаша- ми, что наводит на мысль об эксклюзивности данных документов. В редколлегию журнала входили учителя Э. Г. Беккер (редактор), Е. М. Катылкин (отдел «Наш край»), Н. И. Пронина (отдел «Наше творчество»), И. П. Каюров (художественное оформление), и ученики Т. Третьякова (учащаяся 10 класса, зам. редактора), Е. Бо- родовинская (учащаяся 11 класса – отдел «Школьная жизнь»), Н. Крючков (уча- щийся 8 класса – отдел «Литературные игры и шутки»), И. Сидоров, В. Кулагин (учащиеся 7 класса – художники). Содержание этого альманаха, на мой взгляд, весьма ярко демонстрирует сле- дование толстовским педагогическим традициям в развитии самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Остановимся поподробнее на некоторых ма- териалах журнала. Первый номер за 1964 год открывается редакционной заметкой «Задачи нашего журнала», в которой говорится: « Нам, учащимся Яснополянской школы-интерната имени Л. Н. Толстого, следует возродить замечательную тради- цию великого писателя и талантливого педагога. Главные задачи нашего журнала – приобщить своих читателей к литературе и искусству, развить творческую способ- ность и художественный вкус у ребят, знакомить с историей родной школы и местного края, привить любовь к Ясной Поляне и гению русской литературы Л. Н. Толстому». Здесь же сообщалось, что при редакции журнала организован специ- альный кружок юных литераторов, в котором может заниматься каждый ученик школы. Номера рукописного журнала имеют единую структуру, все материалы собра- ны по рубрикам: «Школьная жизнь», «Наше творчество», «История родного края», «Литературные игры и шутки». Проанализировав все четыре номера, вышедшие в 1964–65 учебном году, можно сделать вывод, что в середине 60-х годов XX века школа жила насыщенной жизнью: проводились литературные вечера, митинги, праздники, организовывались различные выставки, прием в комсомол, вечер встре- чи выпускников, экскурсии в другие города. Обо всем этом юные корреспонденты пишут с интересом, но и не без критики. Например, ученица 11 класса А. Чучелова с обидой повествует о почти сорванном вечере Лермонтова. Мы словно погружаем- ся в школьную атмосферу 60-х годов, читая откровенные строки ученицы: « Отры- вок из драмы "Маскарад" был поставлен плохо. Резунов В., исполнитель роли Звез- дича, был больше похож на лакея, чем на князя. Исполнители других ролей говорили плохо, невыразительно, а в зале стоял шум. Мазурка из "Маскарада" через хрипя- щую радиолу тоже не спасла положения». Знакомясь с материалами журнала, можно сделать вывод о том, что в Яснопо- лянской школе велась регулярная краеведческая работа. В рубрике «История родно- го края» напечатаны серьезные исследования, посвященные связям с Тулой писате- лей-классиков и выдающихся людей прошлого: «Декабристы-туляки» (Кондрашко- ва Л.), «Село Мишенское – колыбель поэзии В. А. Жуковского» (Черкасс Л.), «Лер- монтов в Тульском крае» (Житкова В. и Кузнецова Г.) и др. Из номера в номер с продолжением печатались рассказы юных следопытов о судьбе выпускницы Яс- нополянской школы Лизы Шамшиковой, ставшей студенткой исторического фа- культета МГУ: в декабре 1941 года девушка погибла, охраняя тяжелораненых, не успевших эвакуироваться. Весь четвертый номер альманаха посвящен теме Великой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=