ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

167 Литература 1. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 24 / Ф. М. Достоевский.– Л., СПб.: Наука, 1982. 2. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 25 / Ф. М. Достоевский.– Л., СПб.: Наука, 1983. 3. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 26 / Ф. М. Достоевский.– Л., СПб.: Наука, 1984. 4. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 15 / Л. Н. Толстой.– М.: Худож. лит., 1983. 5. Батюто, А. И. Незамеченные отклики на «Анну Каренину» в «Дневнике пи- сателя» / А. И. Батюто // Достоевский. Материалы и исследования.– Л.: Наука, 1983.– Т. 5.– С. 132–141. 6. Местергази, Е. Г. Князь Мышкин и проблема веры в романе «Идиот» / Е. Г. Местергази // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изу- чения; Под ред. Т. А. Касаткиной.– М.: Наследие, 2001.– С. 291–318. 7. Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. 1870–1894.– Толстовский му- зей. Т. 2.– СПб.: Изд. Общества Толстовского музея, 1914. Е. Э. Горяинова Брянск, Россия ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА» (1964–1965) Л. Н. Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневник яснополянской школы, «Азбуку», «Новую азбуку», русские книги для чте- ния. Одной из важнейших задач школы великий писатель считал воспитание твор- ческой личности ребёнка. С 4 февраля 1862 года Лев Николаевич выпускал ежеме- сячный журнал «Ясная Поляна», каждый номер которого включал педагогический раздел и рассказы для детей (всего вышло 12 номеров). Традициям толстовской «педагогики ненасилия» на протяжении всей своей истории следовала Яснополянская школа, которая была построена младшей доче- рью Л. Н. Толстого Александрой Львовной Толстой в 1928 году к 100-летию со дня его рождения. Опираясь на педагогическую концепцию писателя, учителя школы в течение многих лет на деле реализуют обоснованные им дидактические принципы: сознательности и активности обучения, связи обучения с жизнью, доступности обу- чения, прочности усвоения знаний, природосообразности. В центре воспитательного процесса у яснополянских педагогов всегда была личность ребенка, не случайно эпиграфом к современному сайту школы-памятника, именуемой Яснополянской гимназией № 2 имени Л. Н. Толстого, взяты слова писателя: « Способности даны каждому: одного природа одарила музыкальным слухом, другого – склонностью к изучению наук, третьему дала руку мастера, четвертому – глаз художника, а ко- му-то даровала только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям...». Школа в Ясной Поляне является своего рода экспериментальной площадкой передового педагогического опыта. В 1959 году в ней стала действовать лаборато- рия НИИ общего и профессионального образования Академии педагогических наук, а в начале 60-х годов в нее был направлен мой отец, Беккер Эрнст Генрихович, за- кончивший аспирантуру и защитивший кандидатскую диссертацию по методике ли-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=