ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

166 роев, которого автор наделил не только своими собственными мыслями и пережива- ниями и некоторыми чертами своей биографии, но даже в его фамилии подчеркнул «родственность» со своим героем (Левин от имени Лев, т.е. принадлежащий Льву). Обнаружив противоречие в позиции автора «Анны Карениной», Достоевский вступает с ним в полемику, применяя распространённый полемический прием – «биение противника его же оружием», который заключается в предельном обнаже- нии противоречий во взглядах оппонента. Достоевский не согласен с толстовской оценкой сущности Восточного вопроса и понимания его простым народом. Как за- мечает А. И. Батюто, разбор Достоевским «Анны Карениной» направлен на дискре- дитацию «в лице Левина человека, позволившего себе усомниться в сознательном отношении темной народной массы к Восточному вопросу … » [Батюто, 1983, 136]. Желая показать антигуманную сущность левинского « обособления », Достоевский заявляет, что нежелание Левина участвовать в « мщении и убийстве » на деле означа- ет молчаливое согласие на чинимые турками зверства. Этот вывод закономерно вы- текает из сцены, нарисованной Достоевским в «Дневнике писателя», в которой со всей очевидностью показана абсурдность «непротивленческой» позиции Левина. Сцена, « сочиненная » Достоевским для испытания позиции толстовского героя (а по сути – самого автора), заставляет усомниться в человеколюбии Левина, так как в ситуации выбора – убить ли турка, выкалывающего глазки ребенку – по логике рассуждений Левина, он должен заявить: « Нет, нельзя убить турку. Нет, уж пусть он выкалывает глазки ребенку и замучает его, а я уйду к Кити » [Достоевский, 1983, 220]. Как утверждает Достоевский, такой поступок « прямо выходит из его убежде- ний и из всего того, что он говорит ». Таким образом, в процессе полемики Досто- евский «укрупняет» негативную сторону позиции оппонента, в результате чего тол- стовский образ заметно искажается. Выходя в своей интерпретации за рамки нари- сованного Толстым образа-характера, Достоевский дает оценку позиции Толстого в Восточном вопросе на основании анализа высказываний Левина, подчеркивая всю их парадоксальность. Автор «Дневника» выступает против непозволительного для писателя « обособления » от проблем, представляющих в данную минуту националь- ный интерес. « Но он в обособлении. Он видит, во-первых, выделанность, во-вторых, тупость народа, в-третьих, пошлость добровольцев (смотри и проч.), в-чет- вертых, ужасно сердится. Отчего произошло это обособление, не знаю. Но оно пе- чально », – пишет Достоевский об авторе «Анны Карениной» [Достоевский, 1983, 241]. В противовес Толстому Достоевский обнаруживает в движении народа в под- держку « братьев-славян » истинную высоту « подъема духа народного» [Достоев- ский, 1984, 118]. Долг писателя, по мысли Достоевского, поддержать народное дви- жение, разъяснить его значение для будущего России как одной из примет предна- значенной русскому народу миссии – быть объединителем славянских народов во- круг России. В Записной тетради Достоевский декларирует свой взгляд на необхо- димость оценки позиции писателя как человека, пользующегося определенным влиянием на настроения общества: « … в наше время всеобщей раздробленности и разъединения наших взглядов на эту самую гремучую и потрясающую действи- тельность мысли таких замечательных людей, как автор романа “Анна Карени- на”, заслуживают непременного внимания и оценки и даже, чем больше мы тут употребим внимания и оценки, тем вернее сделаем » [Достоевский, 1983, 246]. Таким образом, на страницах «Дневника писателя» конструируется диалог- полемика по вопросам писательской позиции и её художественного воплощения, актуальным как для Достоевского, так и для Толстого, творчество которых касалось самым острых проблем современности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=