ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

165 дожественного изображения », как выражается автор «Дневника,– о « шаг за ша- гом » [Достоевский, 1983, 201, 202], указывая тем самым на особую природу психо- логизма Толстого, которую. Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». По мнению автора «Дневника писателя», роман Толстого есть не только « совершенство как художественное произведение », « по идее своей это уже нечто наше, наше своё родное, и именно то самое, что составляет нашу особенность перед европейским миром, что составляет уже наше национальное “новое слово” или, по крайней мере, начало его, – такое слово, которого именно не слыхать в Европе и которое, однако, столь необходимо ей, несмотря на всю её гордость » [Достоевский, 1983, 200]. К рассмотрению романа «Анна Каренина» Достоевский обращался в своем «Дневнике писателя» неоднократно, по мере его публикации в «Русском вестнике». В февральском выпуске, давая разбор вышедших глав романа, Достоевский увидел приметы « нового созидания » в решении Толстым проблемы личной ответственно- сти человека, подчеркивая, что в образе Левина нарисован тип нового человека, предвестника « общества новой правды ». Особую важность для Достоевского имеет то, что « у писателя – художника в высшей степени, беллетриста по преимущест- ву » им обнаружены « страницы настоящей “злобы дня”, со всем характернейшим оттенком настоящей минуты » [Достоевский, 1983, 202], созвучные его собствен- ным размышлениям. Отношение Достоевского Левину меняется после выхода изданной отдельно « несчастной восьмой части романа » [Достоевский, 1983, 202], так как, по его мне- нию, автор отступил в ней от провозглашенного в предыдущих частях романа идеа- ла Милосердия. Теперь Левин, для Достоевского, становится прямым выразителем позиции автора, с которой он принципиально расходится. Рассматривая роман «Ан- на Каренина», Достоевский не только полемизирует с его автором по вопросам, ка- сающимся образов и идей романа, но и затрагивает проблему нравственного долга писателя перед обществом. Анализ Достоевского направлен на выявление идеоло- гической позиции Толстого. Завершая июльско-августовский номер «Дневника пи- сателя», посвященный роману, Достоевский пишет: « Такие люди, как автор “Анны Карениной ” – суть учители общества, наши учители, а мы лишь ученики их. Чему ж они нас учат? » [Достоевский, 1983, 223]. К пониманию идейной концепции автора Достоевский идет через постижение жизненной философии главного героя романа – Левина, которого он считает носи- телем идей его создателя. « Идеи Левина разделяет, видимо, сам автор, сам граф Лев Толстой »,– отмечает Достоевский в подготовительных материалах [Достоев- ский, 1983, 240]. Принцип своего подхода к анализу образа главного героя, а через него к постижению « взгляда на современную русскую действительность » Толстого, Достоевский сформулировал в следующем рассуждении: « Левин, как факт, есть, конечно, не действительно существующее лицо, а лишь замысел романиста. Тем не менее, этот романист – огромный талант, замечательный ум и весьма уважае- мый Россиею Человек,– этот романист изображает в этом идеальном, то есть придуманном, лице частью и собственный взгляд свой на современную нашу рус- скую действительность, что ясно каждому, читающему его произведение. Таким образом, судя об несуществующем Левине, мы будем судить и о действительном уже взгляде одного из значительных современных русских людей на текущую рус- скую действительность » [Достоевский, 1983, 193]. Признавая, что герой художест- венного произведения – это придуманное автором лицо, Достоевский, тем не менее, допускает возможность ставить знак равенства между автором и героем в том, как они смотрят « на современную нашу действительность ». В данном случае, Достоевский интуитивно уловил тесную связь между Толстым и одним из наиболее близких ему ге-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=