ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

162 мненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во- вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон», «труд, труд… как я чувствую себя счастливым, когда тружусь», «физический труд не толь- ко не исключает возможности умственной деятельности, не только улучшает её дос- тоинство, но и поощряет ее», «ничто так, как труд, не облагораживает челове- ка…без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». Именно Л. Н. Толстой формирует представление о труде как ценность жизни. Таким образом, философское осмысление общечеловеческих национальных проблем бытия даёт основание говорить о Толстом как о писателе мирового уровня. Литература 1. Мусин, Ф. Тукай в меняющемся мире / Ф. Мусин // Татарстан.– 2006.– № 4.– С. 29–31. 2. Тукай, Г. Избранное / Пер. с татарского В. С. Думаевой-Валиевой / Г. Ту- кай.– Казань: Магариф, 2006. 3. Мухаммедов, А. Габдулла Тукай / А. Мухамедов // Сетевой литературно- исторический журнал «Великороссъ».– № 27. В. И. Габдуллина Барнаул, Россия Л. ТОЛСТОЙ И Ф. ДОСТОЕВСКИЙ: К ВОПРОСУ О ДИСКУРСИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ДИАЛОГА История взаимоотношений Ф. Достоевского и Л. Толстого – это непрекра- щающийся диалог, приобретавший на протяжении их жизни самые различные, по- рой причудливые формы; начиная с того «странного сближения» в самом начале творческого пути Толстого, когда с разницей в 5 лет в 1850-х гг. в печати появляют- ся рассказ Достоевского «Маленький герой» (написанный им в 1849 г. во время предварительного заключения в Петропавловской крепости и опубликованный только в 1857 г.) и повесть Л. Толстого «Детство» (появившаяся в печати в 1952 г.), в которых авторы обращаются к изображению психологии ребенка в то время, когда требовательные читатели ждали от писателей изображения «злобы дня». В шестиде- сятых годах Достоевский и Толстой вновь, «не сговариваясь», поднимают одну и ту же тему – пишут об идее Наполеона и её пагубном влиянии на умы молодых людей. Примечательно, что главы «Преступления и наказания» и «Войны и мира» публику- ются в одном журнале – «Русском вестнике»; журнальное пространство, таким обра- зом, конструирует ситуацию диалога, не запрограммированного авторами. В дальнейшем «диалог на расстоянии» становится уже сознательной установ- кой писателей-современников и выливается в различные формы, как в художест- венных произведениях, так и в публицистике. Рамки статьи не позволяют рассмот- реть все дискурсивные стратегии этого диалога. Обозначенная проблема, очевидно, требует специального исследования; остановимся на анализе содержания и особен- ностях конструирования диалога-полемики, развернувшегося на страницах «Днев- ника писателя». В данном случае, Достоевский прибегает к традиционному для ли- тературной критики XIX в. приему, когда оппонент моделирует позицию своего «собеседника», исходя из собственных представлений о его взглядах, почерпнутых из его художественных произведений, публицистических выступлений и высказы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=