ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

161 эту историко-литературную миссию «национального Пушкина» Г. Тукаю пришлось принять на себя. «Беру пример с Пушкина и Лермонтова, постепенно поднимаюсь на поэтические высоты»,– писал он в стихотворении «Размышления одного татар- ского поэта» (1907). За неделю до смерти он еще раз осознает преемственность соб- ственного творчества с традициями пушкинской и лермонтовской музы, он продол- жает народные нравственные идеи Льва Николаевича Толстого. Г. Тукай преклонялся перед «священным сиянием» гения Л. Н. Толстого, «оза- ряющего сердца людей всего мира». Толстой для татарского поэта – это всемирно- историческое явление, «душа всех душ», «совесть всего человечества». Резонанс, вызванный смертью Толстого в различных слоях татарского об- щества, поэт отразил в статье «Мысли знаменитых татар о Толстом». В уральский и казанский периоды творчества Г. Тукай часто обращается к Толстому. По воспо- минаниям редактора уральской газеты «Мысль» Камиля Мутыги, татарский поэт подражал Толстому даже внешне: в бытность в Уральске «иногда он по-толстовски носил рубашку с поясом, ходил в лаптях, накидывая на плечи халат. Желание под- ражать Толстому и другим знаменитостям в Тукае было очень сильно. Тукаем бы- ли переведены на татарский язык рассказы Толстого «Дорого стоит» и «Ильяс» [Мухамедов, 2011]. После смерти Л. Н. Толстого в воспоминаниях Тукай пишет: «С лучилось страш- ное, сердце разрывается от боли. Солнце сморщилось. Не улыбается. Ручейки остано- вились. Пронесся сильный ураган. Темно. Грустно. Холодно…». Восприятие Тукаем художественного опыта Пушкина, Лермонтова, Толстого и многих других ускорило отход татарской литературы от многовековых канонич- ных традиций средневекового восточного романтизма и приобщило ее к философ- ско-эстетическим достижениям западных и русской литератур [Мухамедов, 2011]. Г. Тукай пишет на родном языке произведение «Слова Толстого», где раскры- вает одну из идей Л. Н. Толстого о труде: Никто не каялся, проживши в труде и скромности свой век, Порой кровавыми слезами за роскошь платит человек. Не льстись прожить в самодовольстве, избытку радуясь добра, Избыток твой – кусок последний, что ты у бедных отобрал. Работать лень? Трудом и потом не хочешь хлеб свой добывать? Тогда живи на подаянье иль будешь ближнего терзать. Не удивляйся разносолам и вкусной снеди богачей, Они заправлены слезами всех обездоленных людей. Перевод В. Думаевой-Валиевой Г. Тукай с раннего возраста понимал, что только труд спасет человечество. Тут же появляется проблема социального неравенства. Поэт мотивирует тем, что в жиз- ни важнее не материальное, а нравственное благо. Городскую бедноту, фабричных рабочих Л. Н. Толстой не считал самостоя- тельной, качественно отличной группировкой в общей массе угнетенного народа. Единственное отличие фабричного рабочего от крестьянина, по мнению Толстого, состоит в том, что фабричный более несчастен и жалок, чем крестьянин, так как на- сильственно отторгнут от единственно нужного и нравственного занятия – труда на земле, поставлен в особенно развращающие условия городской жизни, в которых он неизбежно нравственно опускается: начинает пить, курить, развратничать. Вспомним лишь несколько цитат из произведений Л. Н. Толстого о труде: «Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни», «несо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=