ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

16 К. Д. Кавелин очень точно указывает на то, что при всей своей идеальности любовь «не дает оторваться от действительности, искать успокоения и утешения … в мире отвлеченных идей, к чему мы так склонны. Этическая любовь крепко привя- зывает нас к жизни, заставляет постоянно и усиленно работать над собой, чтобы выучиться в единичном видеть общее, идеальное, с высоты идеала взвешивать и оценивать других людей, не теряясь в индивидуальных особенностях и не уходя в отвлеченности» и резюмирует «Кто прошел школу этической любви и утвердился в ней, тому уже сравнительно легче воспитать свои помыслы, желания, движения во- ли и душевные привычки согласно с другими этическими идеалами». [Кавелин, 1899, 971-972] Таким образом, К. Д. Кавелин, еще раз доказывает главенство любви среди всех прочих этических принципов. На основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод о значитель- ной схожести в понимании любви как этической категории двумя выдающимися русскими философами. Она воспринимается ими через призму христианского уче- ния, единственного из всех прочих обозначившего любовь в качестве первоосновы взаимоотношений между людьми и отношения ко всему живому. Литература 1. Кавелин К. Д. Задачи этики / Собр. соч.: В 4 т.– СПб., 1899. Т. 3. 2. Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого.– М.: Наука, 2006. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1490.shtml (дата обращения 19.06.2012). 3. Толстой Л. Н. Закон насилия и закон любви // Полн. собр. соч.: В 90 т. М.: 1956. Т. 37. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1230.shtml (дата обращения 21.06.2012). 4. Толстой Л. Н. Путь жизни.– М., 1993. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0540.shtml (дата обращения 21.06.2012). Е. В. Демидова Тула, Россия БОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А. С. ХОМЯКОВА И Л. Н. ТОЛСТОГО В начале XXI века в общественной мысли ставится задача осмысления исто- рического опыта, накопленного предшествующими поколениями, для создания но- вого мировоззрения в период отрицания всяких ценностей. Проблема русского бо- гословия по историческим причинам неразрывна с христианским мировоззрением. Русское мировоззрение, основанное на знании об окружающем мире, о человеке и его предназначении, сформирована традиционной для России религией. В связи с этим актуальным было бы рассмотрение богословских воззрений таких величайших деятелей как А. С. Хомяков и Л. Н. Толстой. Богословские воззрения А. С. Хомякова. Богословие А. С. Хомякова исходит из нравственной предпосылки «несовер- шенства и греховности человеческой природы», которая является истоком его идеи соборности. Своеобразие этой весьма распространенной мысли состоит в том, что, согласно Хомякову, человек несовершенен и немощен не вследствие первородного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=