ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

156 Внешне мир романов писательницы – это мир обычных мужчин и обычных женщин: молоденьких провинциальных барышень, мечтающих о замужестве, охотя- щихся за женихами; отнюдь не блистающих умом почтенных матрон; себялюбивых и эгоистичных красавиц, думающих, что им позволено вмешиваться в судьбы других людей. Хотя этот мир лишен загадочности, которая была в такой чести у современни- ков Джейн Остен, он отнюдь не безупречен. Здесь правят эмоции, не редки ошибки, возникают конфликты, порожденные неправильным воспитанием, дурным влиянием среды, отрицательными душевными качествами самих героев. Писательница смотрит на этот мир и на своих героев иронично и в достаточной степени критично. Она не навязывает читателям своих оценок, но ее позиция всегда прослеживается. Джейн Остин не приукрашивает среду, в которой живут герои ее произведе- ний, не идеализирует людей, которые ее окружают, но она последовательно связы- вает свои представления о прекрасном с достойным и добрым. Искренность чувств, бескорыстие в любви, верность в дружбе, человеческая порядочность, разумное от- ношение к действительности утверждаются как основные ценности бытия. Под воздействием жизненных уроков Марианна и Элинор, Элизабет Беннет, Кэтрин Морланд, героини трех первых романов Джейн Остин, постепенно начина- ют отличать чувства от чувствительности, распознавать романтическую экзальта- цию в себе и окружающих, понимать, что она не только не является гарантией все- возможных добродетелей, но, напротив, нередко указывает на фальшь и различные пороки. Ценой нравственных испытаний и уроков ее герои учатся не принимать ви- димость за сущность, пространство книги за реальный мир. Самый известный роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение» – об опас- ности самообмана, в плену которого долго пребывают аристократ – интеллектуал Дар- си и очаровательная Элизабет Беннет, гордость и предрассудки которых едва не слома- ли жизнь обоим. Вечная тема на все времена – как встретить и распознать, как завое- вать и удержать любовь! Препятствия в истории отношений Элизабет и Дарси не толь- ко и не столько в осуждении окружающих, в сопротивлении внешних сил, сколько в них самих, в их чувствах, в чертах их характеров. И банальная гордость, когда ты от- вергаешь человека, который пренебрегает тобой, и сословные предубеждения, мешаю- щие тебе любить человека, стоящего ниже тебя на социальной лестнице – всё выраста- ет подчас в непреодолимые преграды на пути двух любящих сердец. Как завоевать лю- бовь человека, относящегося к тебе с предубеждением, как сохранить гордость и ува- жение к себе и не потерять любимого, как вести себя достойно и обрести счастье? Яр- кий незаурядный образ Элизабет Беннет убедительно отвечает нам на эти вечные во- просы человеческого бытия. Неподдельный и живой интерес к жизни во всех ее прояв- лениях, постоянный труд и развитие души приводят в конце концов главных героев друг к другу, к гармоничному союзу разума и чувства в их отношениях. Как жить? Как внести разумное начало в этот хаос всеобщего несогласия? Этот вопрос встает во всех романах Джейн Остин, а в «Мэнсфилд Парке» он стано- вится главным. Среди героев нет никого, кто мог бы ответить. Рассказывая историю Фанни Прайс, на него отвечает сама писательница. С образом Фанни Прайс связана главная тема романа – тема нравственного прозрения. История Фанни, обстоятель- ства, в которые она попадает, ее страдания помогают ей обрести себя и найти свое счастье. К нравственному прозрению приходит и Эдмунд. Перерождается Том Бер- трам. « Он изведал страдания и научился думать », [Остен, 2004, 442] – пишет Остин о Томе. Эти слова могут быть отнесены и к другим героям романа. Тема нравственного становления, поиска моральных ориентиров и этических ценностей продолжена писательницей в «Эмме» и «Доводах рассудка». Личность героев поздних романов Джейн Остин формируется в разрешении социального

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=