ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

155 он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интере- сует самый процесс… его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться опре- делительным термином» . [Чернышевский, 1974, 325]. С тех пор «определительный термин» – «диалектика души» – прочно закрепил- ся за творчеством Толстого, ибо Чернышевскому действительно удалось подметить самую суть толстовского дарования. Предшественники Толстого, изображая внутрен- ний мир человека, как правило, использовали слова, точно называющие душевное пе- реживание: «волнение», «угрызение совести», «гнев», «презрение», «злоба». Толстой не ограничивается точными определениями тех или иных психических состояний. Он идет дальше и глубже. Он «наводит микроскоп» на тайны человеческой души и схва- тывает изображением сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно созрело и обрело завершенность. Он рисует картину душевной жизни, показывая приблизительность и неточность любых готовых определений. Таким образом, «диалектика души» у Толстого устремлена к перерастанию в «диалектику характера». «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает че- ловек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д.,– пишет Толстой в романе «Воскресение».– Люди не бывают такими. Мы можем сказать про чело- века, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бы- вает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим со- бою» . [Толстой, 11, 209–210]. «Текучесть человека», способность его к крутым и решительным переменам находится постоянно в центре внимания Толстого. Ведь важнейший мотив биографии и творчества писателя – движение к нравственной вы- соте, самосовершенствование. Толстой видел в этом основной путь преобразования мира. Его роман-эпопея «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души. Психологический анализ Толстого вскрывает в человеке бесконечно богатые возможности обновления. Социальные обстоятельства очень часто эти возможности ограничивают и подавляют, но уничтожить их вообще они не в состоянии. Человек более сложное существо, чем те формы, в которые подчас загоняет его жизнь. В че- ловеке всегда есть резерв, есть душевный ресурс обновления и освобождения. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его внутреннего мира, его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости, ода- ренности и жизнеспособности. Окажись невозможными в человеке эти перемены – рухнул бы взгляд Толстого на мир, уничтожились бы его надежды. Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, потерь и обретений. Это относится ко всем без исключения главным героям знаменитого романа. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением его на более низкий уро- вень нравственного самосознания. Духовное развитие человека – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту. И точно таким же путём потерь и обретений ведёт по жизненному пути своих героев Джейн Остин.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=