ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
154 Л. Н. ТОЛСТОЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА Ю. Е. Архипова Рязань, Россия МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д. ОСТИН В одном из ранних произведений «Первой леди» английской литературы Джейн Остин «Нортенгерском аббатстве» главная героиня Кэтрин Морланд раз- мышляет о человеческих характерах: «Как бы хороши ни были сочинения миссис Радклиф и как бы хороши ни были сочинения всех ее подражателей, они едва ли способствовали раскрытию человеческой природы - по крайней мере, в средних анг- лийских графствах. Об Альпах и Пиренеях, с присущими им людскими пороками и дремучими сосновыми чащами, они дают, возможно, верное представление. Быть может, Италия, Швейцария и Южная Франция в самом деле изобилуют описы- ваемыми в романах ужасами…В Альпах и Пиренеях, возможно, отсутствуют смешанные характеры, и тот, кого нельзя назвать ангелом, видимо, обладает ду- шою демона. Но в Англии это не так. И Кэтрин поняла, что характеры и привычки англичан непременно представляют собой сочетание,– правда, в каждом случае особое,– хорошего и дурного» . [Остин, 1976, 533] Размышления юной героини с изрядной долей иронии отражают позицию са- мой Джейн Остин. Как пишет Н. Демурова: «…перед нами, конечно, художествен- ный манифест. Джейн Остин отказалась от деления героев на злодеев, «голубых» и резонеров,– деления, которого придерживались все ее предшественники. «Сме- шанные характеры» стали основным ее принципом». [Остин, 1967, 560] Нина Демурова справедиво отмечает: «…в изображении «смешанных» харак- теров Джейн Остин идет гораздо дальше своих предшественников. И дело здесь не только в том, что у нее этих персонажей значительно больше или что они даже составляют подавляющее большинство. Важнее другое: «смеси» эти значительно тоньше, переходы гораздо главнее и незаметнее, пропорции подвижнее и живее. Словом, Джейн Остин, как, пожалуй, никому другому из ее современников, удалось проникнуть в ту заповедную область, которую XX век зовет диалектикой души». [Остин, 1967, 564] Диалектика (от греческого dialektike feche – искусство вести беседу) – это фи- лософская система, в основе ее – представление о постоянном развитии, движении всего в мире. Причем развитие это осуществляется в борьбе противоположных на- чал: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Понятие «диалектика души» в русской литературе тесно связано с творчеством Льва Николаевича Толстого. В конце 1855 года граф Толстой приехал в Петербург и был принят в редакции журнала «Современник» как севастопольский герой и уже зна- менитый писатель. Н. Г. Чернышевский в восьмом номере «Современника» за 1856 год посвятил ему специальную статью «Детство» и «Отрочество». Военные рассказы графа Л. Н. Толстого». В ней он дал точное определение своеобразия реализма Толстого, об- ратив внимание на особенности психологического анализа. «…Большинство поэтов,– писал Чернышевский,– заботятся преимущественно о результатах проявления внут- ренней жизни, …а не о таинственном процессе, посредством которого вырабатыва- ется мысль или чувство… Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=