ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

150 8. Шифман А. И. Л. Толстой и Восток.– М., 1971. 9. Толстой Л. Н. Что такое искусство? Т. 30. 10. Улуг-зода С. Единение. Избранные статьи и очерки.– Д.: «Таджикгосиз- дат», 1963. 11. Зайденшнур Э. Е . Фольклор народов Востока в творчестве Л. Н. Толстого // Яснополянский сборник.– Тула, 1960. 12. Соколов Ю. М. Лев Толстой и сказитель Щеголёнок // Летописи Государст- венного литературного музея.– М., 1948. Т. 2. 13. Лихачёв Д. С. Историческое самосознание и культура России.– М.: Русская культура, 2000. 14. Комиссаров Д. С. Пути развития новой и новейшей персидской литерату- ры.– М.: Наука, 1982. 15.Успенский И. Н. Великий русский писатель Л. Н. Толстой.– М.: Госкульт- просветиздат, 1953/ 16. Литературное наследство.– М., 1937/ 17. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов.– М., 1995. 18. Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI–XIX вв.).– М., 1994. А. Н. Тушев Липецк, Россия СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Толстой начинает писать художественную прозу в 1852 году, на Кавказе во время военной службы. Ему было тогда двадцать четыре года, и его обращение к литературному творчеству явилось во многом совершенно неожиданным. В силу возраста, перед ним еще не стояла проблема подведения жизненных итогов, что ха- рактерно для людей старшего возраста. Читателей ранних произведений Толстого, будь то трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» или «Севастопольские рас- сказы», неизменно поражает, тот высочайший уровень художественного мастерства, с которым они написаны, то далеко не характерное для человека столь юного воз- раста знание жизни и особенностей человеческой природы. Поэтому традиционное разделение на «ранний» и «поздний» периоды творчества Толстого носит, думается, исключительно условный и хронологический характер. Читая «раннего» Толстого, порой невозможно поверить, сколько лет было автору на момент создания произве- дения. Взгляд, которым автор «Отрочества» и «Юности», возвращаясь в свое прош- лое, смотрит на Николеньку,– это взгляд мудреца, опытного человека, прекрасно знающего жизнь, пережившего многое, способного не только трезво окинуть взгля- дом и отрефлексировать пережитое им, но и воплотить это в художественной фор- ме, чтобы читатель имел возможность вступить в душевный диалог с автором и со- отнести это с собственным опытом. Еще в 1847 г., начиная вести Дневник, Толстой обозначает основные прио- ритеты своих жизненных исканий, от которых, как мы увидим, он не отступится и в дальнейшем: « Отделись человек от общества <…> Оставь действовать разум <…> образуй твой разум так, чтобы он был сообразен с целым, и с источником всего, а не с частью. » [Толстой, 1937, 4] Разобщенность с целым, разрыв с источни-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=