ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

146 Ф. Чижова, П. Н. Рыбникова, Киршу Данилова, Вл. Даля, И. А. Худякова, Вал. Вис- коватова, Геродота, Плутарха Виктора Гюго, Фо. Гофмана, Гресу Гринвуд, Иоганна Гебеля, Теодора Дитлица, братьев Гримов, летопись Нестора, школьные хрестома- тии П. Перевлесского, К. Ушинского и др. Вполне оригинальных произведений Толстого в «Азбуке» немного. При составлении «Азбуки» Толстой в известной сте- пени осуществил свою мечту. Обращаясь к сборникам русского фольклора А. Н. Афанасьева, А. И. Худяко- ва, П. Н. Рыбникова, В. И. Даля, Толстой создает басню «Ученый сын» «Липунюш- ка» (1 кн.), сказки «Волга и Вазуза», «Как мужик убрал камень», «Петр I и му- жик»(II кн.), а также привлекает в свои книги для чтения произведения Андерсена, братья Гримм, Перро, Гофмана сказки («Царское новое платье» – IV кн., «Мальчик с пальчик», «Старый дед и внучек» – 1 кн., «Ёж и заяц» – II кн.), делает вольный пе- ревод из «Истории» Геродота (Камбиз и Псаменит) – II кн., «Поликрат Сомосский» – III кн.) и из Плутарха «Сравнительное жизнеописание славных мужей», («Основа- ние Рима»), «Как гуси Рим спасли» – Ш кн. При создании детских произведений он пользовал фольклорный материал, в которым народ сформулировал высокие этиче- ские нормы жизни – это отношение между добром и злом, жизненный опыт, Тол- стой стремился воспитать у маленьких читателей лучшие черты человеческой лич- ности: чувства дружбы («Муравей и Голубка», «Лев и Мышь» и др.), долга, честно- сти («Старый дед и внучек», «Праведный судья»). «Напрасно думают, что дети не любят морали,– писал Толстой.– Ребенок любит мораль, но только умную, а не глу- пую, и не в форме поучения, а как видимый и ощутимый результат; не слова, а дей- ствия являются руководящими принципами». Ни одну свою мысль Толстой не вы- разил в произведениях открыто, обнажено, разве что в форме пословицы, в заглавии («Охота пуще неволи») или в конце произведения («Два раза не умирать, а раз не миновать», «Знает кошка, чье мясо съела»). «Левочка все читает пословицы и вспо- минает, что Трифоновна на каждом шагу говорит пословицы» [С. А. Толстая, 1928, 34],– писала С. А. Толстая своей сестре 20 сентября 1871 г. Использовать послови- цы в качестве сюжетов для рассказов из народной жизни было давнишней мечтой Толстого. Еще в 1862 г. в вышеупомянутой статье «Кому у кого учиться писать?», он говорил: «Давно уже чтение сборника Снегирева составляет для меня одно из любимых не занятий, а наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословиц». Глубокая философская мысль о непрерывности жизни, о торжестве всего живого выражена писателем всего в четырех небольших предложениях. Но основой его произведений была русская действительность, русское народное творчество: пословицы, былины, сказания, ле- генды. Быль «Лев и собачка» написана им на основе французского моралистическо- го рассказа. В подлиннике и лев и собачка наделены человеческими чувствами. У Толстого же лев и собачка изображены с присущими этим животным чертами и по- вадками. В противоположность французскому рассказу с моралистической концов- кой о значении дружбы Толстой не делает никаких выводов. Тема дружбы понятна и без разъяснений. В басне «Два товарища» идея раскрывается в ответе покинутого друга, как бы подсказанном медведем: «плохи люди те, которые в опасности от то- варищей убегают». В рассказе «Косточка» мораль и идея о честности, совести вы- ражена писателем тремя словами. Солгавший Ваня «покраснел»; услышав замеча- ние отца, что, проглотивши косточку, можно умереть, Ваня «побледнел»; уличен- ный во лжи, Ваня от стыда «заплакал». Великая русская литература и могучий рус- ский язык являют собой естественный, духом человеческим созданный мост между культурами России и Азии, мост с двусторонним движением, обогащающим как ту, так и другую стороны. Это объединительное, связующее начало проявляло себя

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=