ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

144 сятитрёхлетний исполнитель старинных эпических песен из Онежской деревни Бо- ярщины Кижской волости произвёл на Толстого столь сильное впечатление, что был приглашён им в Ясную Поляну. Сын писателя – Илья Львович Толстой вспо- минал: «Летом 1879 г. у нас в Ясной Поляне гостил рассказчик былин Щеголёнок. Его звали по отчеству – Петровичем. Папа слушал его с особенным интересом, каж- дый день заставлял рассказывать его что-нибудь новое, и у Петровича всегда что- нибудь находилось. Он был неистощим. Из его рассказов отец впоследствии заим- ствовал несколько сюжетов для своих народных повестей». Со слов сказителя Толс- тым было записано 26 – бытовых, исторических, агиографических и апокрифиче- ских сюжетов. Время знакомства Толстого с В. П. Щеголёнком совпало с его рабо- той над романом из эпохи Петра I. В частности, его интересовал вопрос, как старо- обрядцы, ушедшие после Никоновских реформ в труднодоступные Олонецкие леса, относились к Петровским преобразованиям. В черновых набросках к роману есть некий «старец из Заонежья», который «объявил о себе стрельцу: «Я живу в Заоне- жьи в лесах, ко мне дороги летом нет, а зимой ко мне ходят на лыжах» (17, 400). Ус- тами этого старца вещает старообрядческое враждебное отношение к Петру и его сподвижникам. В 1872 г. фольклорист и историк литературы Елпидифор Василье- вич Барсов прислал Толстому с автографом свою книгу «Пётр Великий в народных преданиях Северного края», которая пригодилась ему в период работы над романом о петровской эпохе. Другая книга, которой писатель заинтересовался в начале 80-х гг. – это «Причитанья Северного края», собранные Е. В. Барсовым. Она была прислана в Ясную Поляну также с дарственной надписью автора. В этой книге – огромное ко- личество следов чтения Толстого. Синим, красным и простым карандашами он от- чёркивал целые страницы «Плачей о рекрутах», записанных Барсовым от воплениц Ирины Федосовой, Афросиньи Ехаловой, Ирины Калиткиной и других. Фолькло- рист Юрий Матвеевич Соколов, побывавший в 1926 г. на родине В. П. Щеголёнка и заставший еще некоторых его современников, писал: «Василий Петрович был че- ловек незаурядный, с особым строем души и ума. Богатство языка, любовь к поэти- ческим сказаниям, песенным и легендарным, религиозные интересы, пусть и не сов- падавшие во многом с религиозными воззрениями Толстого <…>, наблюдатель- ность по отношению к людям и жизни, меткость и своеобразие речи – всё это при- ковывало пристальное внимание писателя, и неминуемо должно было оставить зна- чительный след в его творчестве». В течение 26 лет: с 1881 по 1907 г. Толстой возвращался к записанному за бы- линщиком, однако из 26 сюжетов использовал лишь небольшую часть. Они легли в основу семи рассказов Толстого: «Чем люди живы» (1881), «Два старика» , «Три старца» (оба – 1885), «Корней Васильев» (1905), «Старик в церкви» (1907), «Молит- ва» (1905). Седьмой рассказ «Разрушение ада и восстановление его», созданный пи- сателем также под влиянием творчества сказителя, был написан через 18 лет после их знакомства, в 1897 г. Вспоминал он и самого Петровича; этот крестьянин глубоко запал в душу писателя. Чистота души и праведная жизнь – вот что питало творчест- во олонецких сказителей Трофима Рябинина, Козьмы Романова, Василия Щеголён- ка, Никифора Прохорова и многих других. Историк-этнограф А. Ф. Гильфердинг писал о них: «Народа добрее, честнее и более одарённого природным умом я не ви- дывал». Прекрасное знание пословиц и поговорок, народных изречений, поэтически выразительных и мудрых, любовь к ним писателя ярко проявляются и в языке его произведений. Пословицы и поговорки, столь часто употребляемые в народном жи- вом говоре, Толстом, прежде всего, вводятся в реплики персонажей из народа, и тем самым автор придаёт их разговору особую прелесть, сжатость и образность. Приве- дем только некоторые примеры из романа «Анна Каренина». «Люби кататься….» –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=