ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

143 Г. Рустамзода Курган-Тюбе, Таджикистан ФОЛЬКЛОР В ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО Глубоко национальное творчество Л. Н. Толстого – это целая эпоха в развитии русской литературы: произведения великого писателя продолжили и обогатили лучшие демократические и гуманистические традиции основоположников русской реалистической литературы – Пушкина и Гоголя, которых Толстой называл своими учителями; романы, повести и рассказы Толстого наряду с творчеством Герцена и Чернышевского, Некрасова и Салтыкова-Щедрина и Тургенева прокладывали но- вые пути русскому искусству, на них воспитывались выдающиеся писатели конца прошлого века – Короленко, Гл. Успенский и Чехов. Еще при жизни Толстого его современник – замечательный мастер художественного слова И. С. Тургенев назвал творца «Войны и мира» великим писателем русской земли. Его романы, повести, рассказы, многочисленные статьи и трактаты своими корнями уходят в самые глу- бины русской национальной жизни. Знаменитый русский мыслитель и критик Н. Г. Чернышевский, оценивая первые литературные шаги Толстого, необыкновен- но метко определил характер его писательского дарования. В творчестве Толстого он отметил две существенные черты: «глубокое знание тайных движений психиче- ской жизни», способность очень тонко улавливать «психический процесс, его фор- мы, его законы», удивительное уменье изображать «диалектику души» и «непосред- ственную чистоту нравственного чувства» [Чернышевский, 1947, 422–427]. Через все творчество великого писателя проходит красной нитью его любовь к русскому фольклору, «народной мудрости». Именно это в первую очередь обога- щало его творческую мысль. На протяжении своей долгой и сложной писательской жизни Толстой не раз обращался к русскому фольклору, но и к творчеству и других народов. Писатель интересовался фольклорным богатством и до знакомства с оло- нецким сказителем, и много позже их встречи. В личной библиотеке писателя име- ется более 20 книг «северной» тематики. Некоторые из них содержат его пометы. Великое значение Севера для Русской земли подробно исследовал выдающийся учёный Д. С. Лихачёв, сказавший, что «на Севере обосновались Рюриковичи, спус- тившиеся на Юг к Киеву и осевшие как государственная сила по всему пути от Ла- доги до Херсонеса». Путь «из Варяг в Греки», соединявший Север с Югом, пролегал через Ясную Поляну – родовое гнездо одного из славных потомков Рюрика – Л. Н. Толстого. Первым источником для изучения традиционного эпического насле- дия Севера служила книга Павла Николаевича Рыбникова «Народные былины, ста- рины и побывальщины». Первое издание его книги 1861 г. Толстой вскоре приобрёл и изучал с карандашом в руках. Многие былины Рыбникова в несколько сокращён- ном виде были включены Толстым в его «Азбуку». Толстой хотел побывать у исто- ков своего рода, но севернее Новгородской губернии он не побывал. Ему предста- вилась иная возможность познакомиться с Севером в лице одного из наиболее коло- ритных его представителей. Им оказался Василий Петрович Шевелёв, по прозвищу Щеголёнок (1796–1894). Встреча писателя и сказителя состоялась в Москве весной 1879 г., когда в очередной раз, по приглашению фольклориста Е. В. Барсова, Щего- лёнок выступал перед московской интеллигенцией. 5 апреля в записной книжке Толстого появилась запись: «Олонецкой губернии былинщик» (48, 312) 1 . Восьмиде- 1 В скобках номер тома и страница Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=