ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
132 решать каждое действующее лицо сообразно его внутренним данным…» [Толстой, 1950, т. 35, 237]. Л. Н. Толстой обращал внимание на художественные средства, ко- торыми пользуется драматург: «Роман и повесть – работа живописная, там мастер водит кистью и кладет мазки на полотне. Там фоны, тени, переходные тона; а дра- ма – область чисто скульптурная. Работать приходится резцом и не класть мазки, а высекать рельефы» [Толстой, 1950, т. 35, 250]. Драме необходим стремительно раз- вивающийся, напряженный сюжет, для этого в ней «должен быть непременно узел, центр, из которого все бы исходило и к которому все сходилось бы», и этот узел – конфликт: «Условия всякой драмы… заключаются в том, чтобы действующие лица… находясь в противоречии с окружающим миром… боролись бы с ним и в этой борьбе выражали бы присущие им свойства» [Толстой, 1950, т. 35, 257]. Заставляя каждого героя вступать в противоречия с окружающим миром, решать еще «не разрешенное людьми положение», драматург проделывает своеобразный эксперимент, ищет вместе с героями драмы решения сложнейших жизненных вопросов. Драма, по мне- нию Л. Н. Толстого,– «это опыт в лаборатории» [Толстой, 1950, т. 35, 257]. Теоретические положения Л. Н. Толстого о драме нашли практическое вопло- щение в драматургии писателя, прежде всего в его пьесе «Плоды просвещения» (1890), которая была задумана как «домашняя комедия-шутка» (так первоначально определял Л. Н. Толстой жанр этого произведения), а впоследствии обрела черты социально-обличительной комедии. Как известно, пьеса «Плоды просвещения» на- считывает девять редакций. В процессе работы над комедией Л. Н. Толстой увели- чил число действующих лиц (были введены артельщик от Бурдье, старый повар, ку- чер, баронесса), укрупнил роли профессора Кругосветлова, медиума Гросмана. Расширение и углубление авторского замысла сказалось также в смене заглавий ко- медии. В перечне десяти сюжетов, составленном до 1886 года, комедия озаглавлена «Спириты», первая редакция носит название «Исхитрилась». Один из промежуточ- ных черновых автографов озаглавлен «Исхитрилась, или Плоды просвещения». И, наконец, в окончательной редакции пьеса получила название «Плоды просвеще- ния». Сатирически заостряя комедию, уже во второй редакции Л. Н. Толстой пере- носит центр тяжести со «спиритической» темы на изображение крестьянско- помещичьих взаимоотношений, и в окончательном варианте делает центром произ- ведения не интригу ловкой горничной Тани, которая «исхитрилась» и одурачила ба- рина, а сцены, показывающие два противоположных мира – господ и мужиков. Л. Н. Толстой тщательно разрабатывал композицию комедии, чтобы как мож- но отчетливее выразить главную мысль произведения. Композиция «Плодов про- свещения» отличается простотой и развивается с жизненной естественностью без помощи каких-либо искусственных пружин. По мнению Толстого, «театру нужно то, что просто и сильно, без завитушек…» [Толстой, 1950, т. 51, 13]. Некоторая за- медленность действия в первом акте, где сосредоточена третья часть всего текста комедии, вызвана необходимостью познакомить зрителя с большим числом обита- телей барского дома, показать их взаимоотношения, определить главный конфликт. В дальнейшем события развертываются все стремительнее. Но и здесь драматург не боится замедлить действие, вводя рассказы прислуги о горестной судьбе старого повара, горничной Натальи. В третьем акте драматург снова замедляет действие, заставив профессора Кругосветлова прочесть целую лекцию о спиритизме. Однако эти замедления относятся к чисто внешнему действию. На самом же деле и рассказы прислуги, и лекция Кругосветлова служат главной цели – глубже вскрыть конфликт между народом и господами. В комедии «Плоды просвещения» широко используется один из основных приемов художественного творчества Л. Н. Толстого – прием антитезы, резкого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=