ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

131 ние» – особый символико-мифологический роман-притча, где главенствует теолого- реалистический детерминизм. Литература 1. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. Воскресение / Л. Н. Толстой.– М.: Худож. лит., 1964. Г. С. Миронова Тула, Россия ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ДРАМАТУРГИИ ПИСАТЕЛЯ (на примере комедии «Плоды просвещения») Творческое наследие Л. Н. Толстого содержит большое количество исследова- ний об искусстве, современники великого писателя в своих воспоминаниях приво- дят его многочисленные высказывания по вопросам эстетики, в основе которых – убежденность в том, что главной задачей всего искусства является передача новых, важных и значительных идей. В статье «О Шекспире и его драме» Толстой сформу- лировал условия, которым, с его точки зрения, должно удовлетворять каждое худо- жественное произведение и выделил три свойства, определяющие «достоинства всякого поэтического произведения», в том числе и драмы: 1. «Содержание произведения: чем содержание значительнее, т.е. важнее для жизни людской, тем произведение выше». 2. «Внешняя красота, достигаемая техникой, соответственной роду искусства. Так, в драматическом искусстве техникой будет: верный, соответствующий харак- терам лиц, язык, естественная и вместе с тем трогательная завязка, правильное ве- дение сцен, проявления и развития чувства и чувство меры во всем изображаемом». 3. «Искренность, чтобы автор сам живо чувствовал изображаемое им. Без это- го условия не может быть никакого произведения искусства…» [Толстой, 1950, т. 35, 257]. В эстетических размышлениях Л. Н. Толстого особое место занимали драма- тургия и театр. В уже упомянутой выше статье писатель отмечает: «Одна из частей искусства, едва ли не самая влиятельная, есть драма»; «Драма – важнейшая отрасль искусства», которая есть «важнейшее орудие прогресса» [Толстой, 1950, т.35, 269]. По мнению Л. Н. Толстого, драма, как любое подлинно художественное произведе- ние, должна быть жизненно правдивой, чтобы читатель или зритель ни на минуту не терял доверия к автору: «Художественное, поэтическое произведение, в особенно- сти драма, прежде всего, должно вызывать в читателе или зрителе иллюзию того, что переживаемое, испытываемое действующими лицами переживается, испытыва- ется им самим» [Толстой, 1950, т.35, 269]. Особое место в эстетических представлениях Л. Н. Толстого занимают вопро- сы, связанные с определением специфики драматического искусства. Писатель под- черкивал, что «драма – совсем особый род литературы, имеющий свои непреложные законы», которые отличают ее от других форм искусства: «Для того чтобы вызвать «настроение», достаточно лирического стихотворения. Драматическая же форма служит и должна служить другим целям. В драматическом произведении должно поставить какое-нибудь еще не разрешенное людьми положение и заставить его раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=