ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
13 вители философских течений периода эллинизма и крушения полисных идеалов – киники, стоики. Стоики были убеждены, что истинное благо – только добродетель. Действия человека, выверенные Разумом, согласные с природой, то есть морально совершенные, они назвали долгом, страсти – ошибками пасующего разума. И если жалость, сострадание и милосердие суть страсти, то стоик должен их «выкорче- вать», ибо истинное счастье – это апатия, бесстрастность. Лишь представители ки- ренской философской школы Древней Греции, Аристипп Киренский проповедовали доктрину гедонизма, провозглашали, что наслаждение – цель жизни, а счастье – это совокупность наслаждений. Л. Н. Толстой, напротив, утверждал, что замещение идеала нравственного идеалом наслаждения ведет к извращению смысла жизни че- ловека. Понимание смысла жизни только как стремления к счастью, наслаждению, удовольствию, по мнению писателя, является тупиковым, так как осуществление желания, потребности приводит к исчезновению удовольствия. Радость, удовольст- вие не уничтожаются только в том случае, когда цели жизни человека находятся в высшем смысловом измерении, в сфере духовности. Созвучны идеи древних греков и Л. Н. Толстого, касающиеся вопроса гармо- ничного развития человека. В античной культуре формированию гармонически раз- витой личности придавалось особое значение, фактически здесь было разработано и само это понятие. Л. Н. Толстой был уверен, что развитие, воспитание ребенка обяза- но содействовать обретению целостности, гармонии, поэтому образование, обучение должно быть всесторонним, всеохватным. В качестве одной из основополагающих задач педагогики мыслитель выдвигал задачу развития в ребенке потребности в гар- монии, в достижении идеала правды, красоты, добра. Но на античную «эстетическую троицу» - красоту, истину, добро – Толстой смотрел иначе, чем древние греки. Он считал, что их нельзя ставить на одну высоту. Добро есть высшая цель нашей жизни. Понятие красоты не только не совпадает с понятием добра, но скорее противополож- но ему, так как добро большею частью совпадает с победой над пристрастиями, кра- сота же, как полагал писатель, есть основание всех наших пристрастий. Красоте часто противоположна и истина, поскольку она, разоблачая обман, разрушает иллюзию – что есть главное условие красоты. Нельзя, на взгляд Толстого, говорить и о единстве истины и добра. Истину он охарактеризовал как соответствие выражения или опреде- ления предмета с его сущностью и, следовательно, с пониманием предмета, в силу чего истина есть одно из средств достижения добра. Но сама по себе истина не есть ни добро, ни красота и не совпадает с ними. Надо заметить, что еще Сократ считал познание истины о предметах ненужных несогласным с добром. Как показал наш краткий анализ, культурологической базой формирования философско-этической и эстетической системы взглядов Л. Н. Толстого явилась прежде всего богатейшая древневосточная и античная идейно-мировоззренческая традиция, вслед за которой великий русский мыслитель-гуманист провозгласил ба- зовыми ценностями и фундаментом жизни человечества нравственные законы, доб- родетели, духовную жизнь человека, поиски им смысла, цели жизни, добра, истины, красоты и путей духовного совершенствования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=