ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

129 В «Воскресении» едущий в поезде садовник доброжелательно выслушивает всех пассажиров. Объяснив зло в мире вмешательством Диавола, садовник 1) лиша- ется возможности поведать о его силе: людей надо вдохновлять надеждой на вос- кресение, а не унижать историями о необоримости зла, 2) выводится за пределы по- вествования и замещается Нехлюдовым. Сев на место садовника, Дмитрий открыва- ет для себя прекрасный мир народа. Садовник в поезде – предтеча другого Садов- ника, Хозяина виноградника из Евангелия. В венчающей роман Л. Н. Толстого притче трижды встречается в одном предложении сад – пространство, подвластное Богу: «Виноградари вообразили себе, что сад, в который они были посланы для ра- боты на Хозяина, был их собственностью; что все, что было в саду, сделано для них и что их дело только в том, чтобы наслаждаться в этом саду своею жизнью, забыв о Хозяине и убивая тех, которые напоминали им о Хозяине и об их обязанностях к Нему» [Толстой. 13, 496]. Мысли Дмитрия о своих ошибках перекликаются с печальным опытом вино- градарей, проигнорировавших волю Бога. История Нехлюдова становится притчей о блудном сыне. Сад Паново, будучи земным средоточием нравственности и духовности, 1) воспитывает справедливость и осознание необходимости жить по законам добра и любви, 2) становится актуализатором истин, 3) маркирует этапы Нехлюдова на пути к воскресению, 4) разрастается до масштабов земного сада и 4) становится от- ражением Сада, созданного Творцом во благо людей. Пройдя календарный цикл развития (от весны до зимы), земной сад уступает место Евангельскому Саду, про- граммирующему сущее и грядущее. В «Воскресении» Нехлюдов неоднократно приближался к религиозному восприятию Сада и в конце романа оказался впущен в Сад-ноосферу; садовника, работающего на земле, сменяет Садовник – Хозяин ви- ноградника, Бог. Евангелие становится метафорой Древа, растущего в центре Сада, а Евангельские истины – наградой для воскресшей души. Мифологемы облака и реки. Для человечества изначально облако знаменует добрые дела, воплощает сострадание, т. к. высвобождает все оживляющий дождь, защищает все живое. В христианстве облако – символ пророка, теофании; облака образуют трон Бога. В «Воскресении» трижды облако и туча используются не для изображения не- бесного явления; в двух случаях их семантика неблагодатна. Облако пыли сопровож- дает арестантов, свидетельствуя о безнравственности конвоирования людей: [см. Толстой, 13, 430–431]. В Петербурге дымчатые облака внушают Дмитрию обманную надежду на быстрое, санкционированное государством улучшение судьбы Катюши. В 14 случаях у облака и тучи исконно христианское значение; их возрастаю- щая энергетика корректирует поведение героя и маркирует прозрения Нехлюдова, возникающие при приобщении к красоте природы и накануне принятия решений наполнять жизнь деятельным добром [см. Толстой, 13, 225], но его душа не успо- каивалась от саднящего рассказа ямщика о том, как управитель-немец хозяйничает в Кузминском. Явленные Нехлюдову воедино солнце и облака усиливают идущее свыше бла- гословение трудовой жизни крестьян и желание Дмитрия узнать о судьбе своего ре- бенка, дабы по возможности загладить грех молодости [см. Толстой, 13, 235]. Не- хлюдову, отвергшему путь эгоиста, была подарена грозовая веселая ночь, возро- дившая воспоминания о высоком настрое души в четырнадцатилетнем возрасте. За- крывшая небо черная туча вселила в Дмитрия уверенность в правоте принятых ре- шений преобразовывать мир по законам Бога [см. Толстой, 13, 252–253]. Под по- кровом черной тучи Нехлюдов решил ехать в Сибирь помогать Масловой. Молния

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=