ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
126 является в Петербурге, где Дмитрий тщетно надеется быстро исправить ошиб- ки присяжных. Постепенно выявляется главное предназначение солнца в «Воскресении» – вписывать людей в этнологическое бытие, внушать уверенность в неиссякаемость жизни, помогать человеку прийти к Богу: « Солнце спустилось уже за только что распустившиеся липы, и комары роями влетали в горницу и жалили Нехлюдова. <…> он <…> услыхал из деревни доносящиеся звуки блеяния стада, скрипа отво- ряющихся ворот и говора мужиков» [Толстой, 13, 248]. Отказываясь от права зе- мельной собственности, Дмитрий ссылается на невозможность владеть солнцем: «Не может земля быть предметом собственности, <…> как вода, как воздух, как лу- чи солнца » [Толстой, 13, 246]. Апелляция к солнцу переводит мысли Нехлюдова в ранг философских, коррелирующих с идеями Евангелия. В конце романа герою после благодатного дождя дано увидеть солнце и радугу, что знаменует одобрение его еще не вербализованных мыслей. Явленная Дмитрию одухотворенная картина природы – туча, гроза, солнце, радуга – символизирует Божественное откровение во внешнем мире и в душе воскресающего человека: « Солнце опять выглянуло, все за- блестело, а на востоке загнулась над горизонтом невысокая, но яркая, с выступаю- щим фиолетовым цветом, прерывающаяся только в одном конце радуга. “ <…>. Да, я думал о том, что все эти люди <…> сделались злыми только потому, что они слу- жат”» [Толстой, 13, 392]. Солнце появляется в романе перед встречей Нехлюдова со стариком- раскольником: облака расходятся, солнце озаряет путь человека, идущего к Богу, и ярко освещает сакральные символы христианства, насыщает светом весь мир, яв- ляя собой теофанию: «На половине перегона лес кончился, и с боков открылись елани (поля), показались золотые кресты и куполы монастыря. День совсем разгу- лялся, облака разошлись, солнце поднялось выше леса, а мокрая листва, и лужи, и куполы, и кресты церкви ярко блестели на солнце » [Толстой, 13, 464–465]; семан- тика солнца совпадает с христианским толкованием. Мифологема ночи. Для человечества изначально темнота и ночь были синони- мичны и означали месть, безумие, разрушение, смерть, хаос, докосмическую пред- родовую тьму, позже – укрывающее материнское лоно. В христианстве темнота – символ удаленности от Бога и торжества Диавола; идти под покровом ночи означает получать тайное знание; Пасхальная ночь предвещает радость Воскресения. В романе Л. Н. Толстого лишь раз темнота и ночь синонимичны, выступают как маркеры благостное пространство (Нехлюдов вспоминает о возвращении после охоты к станции). В пяти случаях темнота 1) отражает состояние человека, вставше- го на путь зла, 2) страшит неизвестностью (поездка Нехлюдова к пановской Церк- ви), возможностью пропасть безвозвратно, растворившись в отчаянии и злобе (воз- вращение Катюши домой со станции и ее последующее эпатирующее падение). Темнота и мрак маркируют также социальное расслоение людей, что отражено в по- словицах [см. Толстой, 13, 189] и устойчивых словосочетаниях [см. Толстой, 13, 245]. Темнота множит зло: политические стреляют в людей, предают единомыш- ленников, не ведают что творят. Ночью в начале «Воскресения» царит разврат: это и отупляющие безнрав- ственные ночи в публичном доме, и картежные пьяные ночи судебных заседате- лей, и своднические ночи в великосветских гостиных, и ночи предательства мужчиной доверившейся ему женщины, и ночь предательства матерью своего неродившегося дитя, и ночи полицейских обысков, ночи убийств арестантов, но- чи озлобления честных людей, которые из мести начинают нести в мир насилие, и ночи циничных тюремных мыслей Масловой после суда, и ночи возрастающего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=