ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

125 Е. А. Масолова Новосибирск, Россия МИФОПОЭТИКА РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» В толстоведении традиционно «Воскресение» трактуется как реалистический роман с наличием социальной детерминации характеров и событий. Мифопоэтиче- ское прочтение этого романа приводит к иным выводам. Обратимся к анализу ядер- ных мифологем «Воскресения» – мифологем солнца (встречается 29 раз; 5 раз упот- реблено прилагательное «солнечный»), ночи (присутствует 50 раз; 7 раз это время суток маркировано словом «темнота»), сада и Садовника (частотность употребле- ния – 20 и 9 раз соответственно), тучи и облака (изображаются 9 и 7 раз соответст- венно) и реки (21 словоупотребление). Мифологема солнца . В религиях и культуре разных стран существует предс- тавление о солнце как о трансцендентном архетипе света, важнейшей плодородной силе (вкупе с дождем), символизирующей возрождение и бессмертие, справедли- вость, героизм, всеведение и всевидение. В христианстве солнце – символ Бога и сло- ва Божьего, видимый образ благодати, воплощение теофании. В иконографии Хри- стос изображен в венце из лучей на солнечной колеснице и/или окружен нимбом по- хожим на солнце. Церковь облечена в солнце; праведник сияет подобно солнцу. С первого абзаца «Воскресения» солнце выступает как благостное, жизнеут- верждающее начало, которое 1) вписывает человека в цикличность жизни, даруя на- дежду на всеобщее обновление, 2) противостоит безумной жизни людей, игнори- рующих красоту Божьего мира, 3) задает алгоритм духовному преображению чело- вечества [см. Толстой, 13, 7]. Возникает идейно-композиционная перекличка мотива солнца с эпиграфами «Воскресения», придающими роману черты притчи. Евангельские эпиграфы и весен- нее солнце вписывают человека в этнологический и христианский контексты жизни, обретают функцию Nachgeschicte, утверждают незыблемость Божьих законов. В «Воскресении» солнце выявляет истинную сущность злых людей, высвечи- вая их некрасивую внешность Мисси [см. Толстой, 13, 106] и неприглядные черты характера Софьи Васильевны [см. Толстой, 13, 110]. Персонажи Л. Н. Толстого, избегающие лучей солнца, безнравственные и жес- токие. Mariette, сидя в блестевшей на солнце коляске и кокетливо закрываясь зонти- ком от солнца, тщетно пытается очаровать Нехлюдова. Сверкающие отражающие солнце предметы роскоши вызывают отторжение у крестьян: босые крестьяне в из- мазанной навозной жижей одежде с недоумением смотрят на блестящую на солнце шляпу Нехлюдову и его глянцевитую палку с блестящим набалдашником. Солнце 1) мучит конвоируемых арестантов за их разврат и душевное оцепенение, 2) подт- верждает жестокость властей по отношению к заключенным, 3) убивает арестантов, 4) вызывает у Нехлюдова желание покинуть раскаленный вагон. Для восемнадцатилетнего Нехлюдова, стремящегося жить по законам деятель- ного добра, солнце становится Наставником, приобщающим к красоте мира и запо- ведям Бога: сияющее солнце благословляет его помыслы, насыщает жизнь сакраль- ной символикой, появляется перед общением с Катюшей. Во второй приезд Дмитрия в Паново указание на невставшее солнце после пасхального богослужения символично: истинного просветления в душе героя нет, его одолевают чувственные желания, а не мысли о таинстве Воскресения. Солнце отстраняется от участия в неправедной жизни Нехлюдова и почти не по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=