ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
124 и длинную дорогу, потому что «обреклись», а если «по душе-то неуправка будет, тогда хуже». Дорога на Руси всегда символизировала какие-то препятствия, испытания, на- пример: “минуешь горы неприступные” или “пойдешь за тридевять земель”, “пере- плывешь моря океанные”. Путнику могут предсказываться и результаты пути: “пой- дешь направо – убиту быть”, “пойдешь налево – женату быть” и т. д. Русский чело- век никогда не боялся предсказаний и всегда выбирал тот путь, который представ- лялся ему наиболее сложным. Именно такое движение приводит к глубокому по- знанию жизненных ситуаций. Ефим спешит выполнить свой оброк, идет, не испытывая радости от дороги. Не видит он услужливости и благочестия Елисея, не замечает добродушия встре- чающихся сельчан. Принимает все как должное. Мысли его заняты домашними проблемами: не доверяет он сыну, не уверен, что выполнит тот все его приказы. По-другому видит дорогу Елисей, легко ему в пути, хочет он «в мире и любви до места дойти и домой вернуться». Поэтому со всяким по дороге «норовит как бы поласковей обойтись да по-божьи слово сказать» [Толстой, 1997, 256]. Столкнув- шись в пути с ситуацией выбора, герои по-разному из нее выходят. Ефим продол- жает движение по прямой, испытывая страх перед чужими краями и недоверие к странникам. Елисей же не смог пройти мимо чужого горя: сошел с начертанного пути, купил голодающим продукты, помог с пашней и покосом. В итоге не получи- лось у него выполнить свой завет – найти истину у Гроба Господня. Истина сама нашлась и утвердилась: «Пойдешь за морем Христа искать, а в самом себе потеря- ешь. Надо справить людей!» [Толстой, 1997, 261]. И легко стало на душе у старика, и обратная дорога не показалась трудной: шел играючи, посошком помахивал. Дошел Ефим до заветной цели, рассмотрел все, но не было у него спокойно на душе: то страннику не верил, то во время службы, к которой проделал длинный путь, боялся потерять свой кошель. Мысли его двоились, и не было в них той осно- вы, которая помогла бы понять поступки Елисея. И только проделав обратный путь, он смог оценить все то, что сделал и делает Бодров. Долго пришлось «расшевели- ваться» Ефиму (оправдывая свою фамилию Шевелев), чтобы понять, «что на миру по смерть велел Бог отбывать каждому свой оброк – любовью и добрыми делами» [Толстой, 1997, 269]. Л. Н. Толстой, несмотря на небольшой объем рассказов, показывает героев в их многоплановости, в широком психологическом диапазоне. Автор не дает развер- нутых размышлений персонажей, не объясняет ход их мыслей, не показывает причи- ны, повлекшие за собой поиски ответов на вопросы, как это было ранее. Он вырисо- вывает поступки героев, их действия и при помощи небольшой, но емкой фразы по- могает увидеть процесс происходящих изменений в их внутреннем мире, ощутить критические переломные моменты их развития, понять их мысли и решения. Литература 1. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. Т. 9: Анна Каренина: Роман: Кн. 2 / Л. Н. Толс- той // Прим. Э. Бабаева.– М.: ТЕРРА, 1997. 2. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 10: Повести и рассказы 1872–1886; Народные рассказы / Л. Н. Толстой // Прим. Л. Опульской.– М.: ТЕРРА, 1997. 3. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 11: Повести и рассказы 1885– 1902 / Л. Н. Толстой // Прим. В. Линкова.– М.: ТЕРРА, 1998. 4. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. / Л. Н. Толстой.– Т. 12.– М., 1978. 5. Толстой и зарубежный мир. Литературное наследство. Т. 75.– М., 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=