ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

121 Левин («Анна Каренина») также «ужаснулся не столько смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что такое она. Организм, разру- шение его, неистребимость материи, закон сохранения силы, развитие – были те слова, которые заменили ему прежнюю веру. Слова эти и связанные с ними понятия были ему хороши для умственных целей; но для жизни они ничего не давали, и Ле- вин вдруг почувствовал <…>, что он все равно что голый. <…> С той минуты Ле- вин не переставал чувствовать этот страх за свое незнание.» [Толстой, 1997, 327]. В 80-х годах XIX века Л. Н. Толстой обращается к рассказам. Каждый его пер- сонаж имеет свою «изюминку», отличается своеобразием, оказывается одержимым той или иной идеей. Все герои Толстого демонстрируют разные грани русского на- ционального характера. Этот характер проявляется у писателя чаще всего в ситуа- ции драматического конфликта с жизненными обстоятельствами. Толстой обраща- ется к разным типам героев: вершитель, стремящийся активно участвовать в судьбе мира и своей судьбе, связанной с ним, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию окружающего мира; творец, желающий и способный самостоя- тельно по-новому увидеть мир. Иное видение мира приравнивается писателем к со- зидательному акту. Есть у Толстого герои-богоискатели, «воины», защищающие мир от Зла, герои-хранители семейных ценностей, демонстрирующие способы по- знания мира как целого и человека как органичной его части, восстановления внут- ренней гармонии и воплощающие актуальную мысль о необходимости сбережения духовных ценностей; герои-искатели. Герой-искатель в изображении Л. Н. Толстого многогранен. Это, во-первых, человек постоянно ищущий, задающий жизни, а нередко и самому себе, неожидан- ные, странные вопросы. С одной стороны, он любит иерархию – условную житей- скую «табель о рангах». Ему присуще послушание и смирение. Но, одновременно с этим, ему свойственны упрямство и своеволие. Во-вторых, это герои, которые только в критические переломные моменты своего жизненного пути способны об- ратить взгляд вовнутрь себя и найти необходимое решение на данный момент. В-третьих, это искатели новых жизненных знаний, которые бы подтвердили и оп- равдали устоявшиеся с давних времен мысли, идеи, а также некоторые поступки. Центральным персонажем рассказа «Хозяин и работник» (1895) является «ку- пец второй гильдии Василий Андреич Брехунов». Он любит размеренную жизнь, гордится тем достатком, который сумел приобрести. В человеке он видит прежде всего средство для наживы. Казалось бы, ему нечего в жизни искать, он «доволен всем тем, что ему принадлежало, и всем тем, что он делал», [Толстой, 1998, 261] но желание иметь больше, чем есть, отправляет Василия Андреича на поиски наживы. Именно это «составляло единственную цель, смысл, радость и гордость его жизни,– о том, сколько он нажил и может еще нажить денег; сколько другие, ему известные люди, нажили и имеют денег, и как эти другие наживали и наживают деньги, и как он, так же как и они, сможет нажить еще очень много денег». [Толстой, 1998, 288] Брехунов и Никита принадлежат к разным культурным мирам, разным уров- ням социальной иерархии. Если вся жизнь Брехунова посвящена поиску новых пу- тей обогащения, то его работник пытается бороться сам с собой, пытается между запоями найти свое внутреннее «я» и сохранить его, так как «везде его ценили за трудолюбие, ловкость и силу в работе, главное – за добрый приятный характер». Толстой показывает стремление Никиты выйти на другой жизненный виток: это и отказ от стаканчика водки с мороза, и нежелание спорить с хозяином по поводу обмана («нечего и пытаться разъяснять с ним свои расчеты, а надо жить, пока нет другого места, и брать, что дают»), и мечта купить сыну к весне лошадь («малый возрос, надо самому пахать, а то все наймали»). Автор не оправдывает персонажей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=