ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

120 и я видел себя таким страшным грешником, что не было для меня достойного нака- зания. Долго я ворочался с боку на бок, передумывая свое положение и с минуты на минуту ожидая божьего наказания и даже внезапной смерти, – мысль, приводившая меня в неописанный ужас. Но вдруг мне пришла счастливая мысль: чем свет идти или ехать в монастырь к духовнику и снова исповедаться, – и я успокоился» (2, 92). Однако повод духовного потрясения героя незначителен, недаром автор не проясняет перед читателем, что же это за «стыдный грех», как, впрочем, и все дру- гие грехи, в которых каялся герой. Наутро Николенька едет в монастырь, продолжая по-прежнему восхищаться собой: «…духовник будет думать, что такой прекрасной души молодого человека, как я, он никогда не встречал в жизни, да и не встретит, что даже и не бывает подобных» [Толстой, 1928, 2, 95]. Гордыня, тщеславие искажает высокий настрой души Николеньки. В семье никто не может оказать ему духовной помощи: ни отец, который весьма легкомыс- ленно и ритуально подходит к исполнению христианских обрядов, ни тем более гу- вернер-француз, который придерживается бездушно-рационалистической системы воспитания. Внутреннее одиночество, умственная праздность, влияние светской мо- рали приводят героя ко многим заблуждениям, среди которых и стремление стать истинным comme il faut . Вместе с этим в Николеньке сильно и нравственное чувст- во, и страстное осознание идеала и попытки самоусовершенствования. Молодой Толстой проблему «греха», как явствует уже из его первого литера- турного сочинения, исследует в религиозно-нравственном плане, заостряя мораль- ную её сторону. При этом художник глубоко осознает спасительную силу индиви- дуальной молитвы, значение церковных таинств покаяния и исповеди, роль духов- ника в упорядочивании внутренней жизни христианина и другие моменты церков- ной жизни мирян. Толстой запечатлевает сложный и противоречивый путь духовного взросления своего героя. Николенька Иртеньев открывает галерею автобиографических героев, которые займут центральное место в творчестве писателя. Это герои-искатели, они будут отражать разные периоды толстовского поиска истины. Литература 1. Аверин, Б. В. Набоков в контексте русской автобиографической прозы и по- эзии: Автореф. дис. … д-ра филол. наук / Б. В. Аверин.– СПб., 1999. 2. Бахтин, М. М. Собр. соч.: В 7 т. / М. М. Бахтин.– М.: Русские словари: Язы- ки славянской культуры, 2003.– Т. 1. 3. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. / Л. Н. Толстой.– М.: Государствен- ное издательство художественной литературы, 1930–1958. С. А. Ломакина Елец, Россия ГЕРОЙ-ИСКАТЕЛЬ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В. Всякий разумный человек прежде всего ищет ответа на вопрос о том, что я та- кое, как мне жить, как стать лучше. Эти вопросы волновали героев «раннего» Тол- стого («Детство», «Отрочество», «Юность»). Они стали сквозным стержнем жиз- ненных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Позже

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=