ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
12 лексии, стремления к анализу, оценке, воображению. В конечном счете цель любой культуры – содействовать благу каждого человека и всего человечества, и развитие общества возможно лишь как развитие высоконравственное. Изначально идеи о духовном совершенствовании, ставшие в учении Л. Н. Тол- стого одной из ценностно-смысловых доминант, возникли еще на Древнем Востоке, и прежде всего в культурах Древней Индии и Древнего Китая. В древнеиндийских богословских трактатах Упанишадах рассматривались проблемы внутреннего мира человека и «высших жизненных сил», пути к истине и ее значения для праведной жизни. Согласно учению о реинкарнации, поддерживавшемуся всеми ведущими ре- лигиозно-философскими системами Древней Индии, перевоплощение души, пере- селение ее в другое, более совершенное тело, достижение более высокого состояния возможно в случае праведной жизни человека в настоящем и соответствующей кар- мы как суммы добрых и злых дел, осуществляющей своего рода «закон возмездия». Целью практики йоги как одной из религиозно-философских школ Древней Индии также являлось усовершенствование души и сохранение чистоты тела. Древнеин- дийские джайнизм провозглашал культивирование любви и доброты наряду с воз- держанием от насилия, ненанесения вреда живому. Древнейшая форма буддизма хинаяна, которая, фактически, была религией помощи самому себе, главнейшую ко- нечную задачу видела в прохождении человеком пути совершенствования для дос- тижения состояния нирваны, угашающей все страдания. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что важнейшие идеи Л. Н. Толстого тесно смыкаются с ос- новными направлениями древнеиндийской религиозно-философской мысли. Близки им и положения древнекитайского религиозно-философского учения даосизма, относящего к ведущим принципам жизнь в согласии с природой и следо- вание по пути добродетели во имя достижения личного бессмертия. Средствами та- кого достижения даосизм считал духовное очищение, самоуглубление, освобожде- ние о привязанности к единичному, к материальному, стремление к естественности поведения. Импонировали Толстому и конфуцианские критерии социального по- рядка, основанного на соблюдении этических принципов в семье и государстве. Ус- тановление порядка в государстве, по Конфуцию, начинается с овладения собой и наведения порядка в собственной душе. При этом большое значение древнекитай- ский философ придавал образованию, которое, по его мнению, не сводится только к овладению знаниями, а заключается в нравственном совершенствовании личности. Идеальный, благородный человек, в противоположность «человеку низкому», живет в согласии с собой и с людьми. Здесь, однако, нельзя не заметить, что, в отличие от Конфуция, который полагал обязательным в общественной жизни соблюдение пра- вил, следование закону и долгу, Л. Н. Толстой был убежден в том, что чем меньше человек понимает смысл своей жизни, тем сильнее он подчиняется всему тому внешнему, что называется приличием, обычаем, долгом. Перекликаются взгляды Л. Н. Толстого на смысл и цели жизни, на человече- ский идеал и с античными представлениями. Так, по мнению древних греков, каж- дый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своей общине, своему по- лису. При этом, как утверждал Сократ, путь к постижению истинного блага лежит через самопознание, добродетель равна знанию. Идеал же, к которому обязан стре- миться гражданин полиса, – калокагатия, единство красоты и доброты, прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное со- вершенство. Путь достижения такого идеала – воспитание необходимых духовных и физических качеств и прежде всего – преодоление собственных страстей, достиже- ние господства над ними, душевной силы. К умению господствовать над страстями, презирать наслаждения, согласовывать свою жизнь с природой призывали предста-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=