ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
117 ный совет: «Не разженишься теперь, больше свободы не видать». Эти слова пол- ностью искажают смысл оригинала. В романе Л. Н. Толстого и фильме С. Бондар- чука отец говорит сыну нечто совершенно противоположное: если женился, если венчался, то теперь «не разженишься». Получается так, что персонаж Дорнхельма дает сыну совет – немедленно бросить беременную жену. С точки зрения Л. Н. Толс- того и С. Бондарчука, слова героя МакДауэлла – злобный абсурд. Снижение образа Николая Андреевича Болконского представляется прог- раммным моментом фильма «Война и мир» 2007 г. В лице старого князя развенчи- вается роль отца, а с ней вместе принцип авторитета в русской культуре. Различная трактовка образа князя Болконского в литературном первоисточни- ке и киноверсиях романа «Война и мир» предстает непреложным фактом. Вмеша- тельство режиссера, интерпретатора, переводчика или актера в имманентную струк- туру оригинала ведет к перестройке всей художественной системы. Литература 1. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Литература и методы ее изуче- ния / Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И.– М., Флинта, 2011. 2. Толстой Л. Н. Война и мир / Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 12 т. Т. 3.– М., Правда, 1987. Т. Н. Куркина Воронеж, Россия ГРЕХ В ТРИЛОГИИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО», «ОТРОЧЕСТВО», «ЮНОСТЬ» Трилогия Толстого принадлежит к «концептуальным автобиографиям резуль- татам» XIX века [Аверин, 1999, 9]. Выделяется она в этом ряду тем, что написана молодым начинающим писателем. Обычно потребность в самоанализе у писателей XIX века возникала либо в кризисные моменты жизни, либо на склоне лет. Первый же художественный замысел Толстого отпочковался (как это показал еще Б. М. Эйхен- баум) из юношеских дневников писателя, в которых он фиксировал мельчайшие под- робности сложных процессов самонаблюдения и самоанализа. В главном герои Николеньки Иртеньеве много автобиографических черт. Что касается портрета, то М. М. Бахтин отмечал, что создать «цельный образ собствен- ной наружности» [Бахтин, 2003, 114] в словесном произведении гораздо труднее, чем в живописи. В литературном творчестве возможны только «частичные попыт- ки» в этом роде, к ним исследователь причислял и Николеньку Иртеньева. По фото- графиям и мемуарам видно, что Толстой дарит герою некоторые черты своей внеш- ности: «широкий нос», толстые губы», «маленькие глаза», а также комплекс пере- живаний из-за своей некрасивости. К герою переходят многие свойства душевно- эмоциональной организации автора: слезливость, застенчивость, тщеславие, неса- мостоятельность в поведении, с постоянной оглядкой на окружающих и вместе с тем артистизм натуры, любовь к природе и людям, рефлектирующее сознание, обостренное нравственное чувство и другие. Однако Толстой ставил перед собой задачу создать не свой автопортрет, а портрет своего ровесника. Образ главного героя имеет двусоставную природу: он и герой, и рассказчик одновременно. В трилогии рельефно очерчен только детский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=