ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

115 выглядит напускным, и за внешней резкостью сквозит добродушный нрав (как ука- зывали американские студенты, которым было предложено проанализировать пове- дение героя в рассматриваемом эпизоде). В советском классическом фильме «Война и мир» (1968) режиссера С. Бон- дарчука роль старого князя замечательно играет актер А. Кторов. Установка С. Бондарчука заключалась в том, чтобы дать максимальный прос- тор слову повествователя. Характеристика, которую дает автор старому князю в ро- мане, тесно опирается на роман. Режиссер показывает противоречивость старого князя: его тираническую власть над дочерью – княжной Марьей, высокую нравст- венность, чувство чести, патриотизм. Режиссер дает несколько последовательных эпизодов, начиная с прогулки ста- рого князя по парку. Параллельно визуальному ряду звучит голос за кадром, по- вествующий о прошлом князя, его ссылке в деревню при императоре Павле, о его прозвище «прусский король». Второй эпизод показывает старого князя за работой. Князь не терпит безделья, он постоянно занят: работает за токарным станком, занимается с дочерью, пишет исторические записки. Заведенный в имении распорядок не может нарушить даже приезд сына. Собираясь на войну с Наполеоном, князь Андрей приезжает в Лысые Горы с беременной женой Лизой. Жену он оставляет на попечение отца. Затем следует эпизод, в котором старый князь, преданный идеалам Просвеще- ния, занимается геометрией с княжной Марьей, знание которой в XIX веке совер- шенно не входило в кругозор дворянских девиц. Характерное для старого князя сочетание тиранических наклонностей, авто- ритарности, желания властвовать по-военному над детьми,– соединяется в нем с чувством чести и справедливости. Желая все знать о детях и контролировать их, старый князь исходит из убеждения в справедливости подобных действий. Так, князь сообщает княжне Марье, что непременно прочитает третье письмо к княжне от подруги. Два последующих пропустит, а третье обязательно прочтет. Князь убеж- ден, что как отец он в праве поступать именно так. Подругу он называет Элоизой. Между тем княжна Марья называет ее – Жюли. Эта разница имен иллюстрирует пропасть между изображенной в романе действи- тельностью и веком минувшим. Старый князь всецело принадлежит к предыдущему XVIII веку, в котором царили строгие порядки и нравы. Популярное некогда имя Элоиза напоминает ему о философии, Руссо и любви. Все в Лысых Горах подчинено строгому распорядку, содержащему ритуаль- ные формы. Таков, например, обед, на котором старый князь говорит беременной Лизе, что ей надо ходить, ходить «как можно больше». Если в фильме С. Бондарчука сцена обеда лишь намечена, дана пунктирно, притом в подчеркнуто ритуальных формах, то в картине австрийского режиссера Р. Дорнхельма «Война и мир» (2007) именно этот эпизод становится центральным для характеристики образа старого князя. Сцена прощания отца с сыном решена в фильме С. Бондарчука строго и лако- нично. Старый князь прощается с сыном, отдает необходимые распоряжения. Князь Андрей просит отца позаботиться о жене, которой скоро предстоят роды. Несгибаемая преданность раз и навсегда избранным принципам – характерная черта старого князя. Старый князь угадывает скрытые мысли сына. Он чувствует, что между князем Андреем и женой – стена. Однако теперь изменить ничего нельзя: «Да нечего делать, дружок! Они все такие. Не разженишься». На эти слова старого князя непременно следует обратить внимание. Они станут ключевыми в фильме Р. Дорнхельма.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=