ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

11 Литература 1. Библейская энциклопедия.– М.: Российское Библейское Общество, 1996. 2. Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого. 1891–1910.– М.: ГИХЛ: 1960. 3. Кузминская Т. А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне.– М.: Правда, 1986. 4. Ломунов К. Н. Духовные искания Л. Н. Толстого (Из истории их изучения и оценки) / Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Вып. 1. М.: ИМЛИ РАН, 1998. 5. Маковицкий Д. П. У Толстого. 1904–1910. Яснополянские записки.– «Лите- ратурное наследство». Т. 90. Кн. 1–4.– М.: Наука, 1979. 6. Суперанская А. В. Современный словарь личных имен: Сравнение. Проис- хождение. Написание. М.: Айрис-пресс, 2005. 7. Толстой, Л. Н. ПСС: В 90 т. (Юбилейное изд.).– М.; Л.: Худож. лит., 1928– 1958. 8. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 22 т.– М.: Худож. лит., 1978–1985. О. Б. Бушнякова Тула, Россия ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО В СВЕТЕ КУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНОСТИ На протяжении всей своей жизни Л. Н. Толстой вел напряженные духовные поиски, становление его мировоззрения происходило в процессе глубокого осмыс- ления мировой философско-этической и эстетической мысли. При этом одни поло- жения учения Л. Н. Толстого оказались близкими идеям, выдвигавшимся мыслите- лями прошедших эпох, идеалам и общественному сознанию культур и цивилизаций прошлого, другие – как бы оппонируют, противопоставляются им и представляют собой контраргументы. Проследим, какие мировоззренческие позиции и идейные течения наиболее значительных культурно-исторических периодов перекликаются со взглядами Л. Н. Толстого и, таким образом, оказываются потенциальной пита- тельной средой и какие вызывают неприятие писателя, вынуждают его формулиро- вать в противовес им противоположную систему взглядов. Л. Н. Толстой утверждал, что истинный прогресс общества – это прогресс доб- родетели, а цель человеческой жизни – уяснение нравственной истины, нравствен- ных законов. По мнению мыслителя, человеком прежде всего движет стремление к смыслу жизни, а не стремление к сохранению своей личности, своего вида, воспро- изведение себе подобных и борьба за существование. Смысл жизни Толстой связы- вал с духовным совершенствованием, и такой смысл, по его мысли, составляет от- ношение человека к миру, к нравственным ценностям. Человек должен понять себя («что я такое»), свое отношение к окружающей реальности и то, как с этим отноше- нием жить, что делать и чего не делать, чтобы стать счастливее. Истинное знание человека, по Толстому, кончается познанием своей личности. Сущностью же ее, как и целью жизни, писатель считал духовность и основой развития любой культуры, науки, образования, искусства видел учение о духовности, нравственности, нравст- венном прогрессе, духовное развитие, которое приведет к познанию сущности ве- щей, выявлению всеобщего и в итоге – к развитию «высших» способностей – реф-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=