ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

106 2. Ильин, И. А. Духовный смысл сказки / И. А. Ильин // Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В. И. Белова.– М.: Искусство, 1993. 3. Аникин, В. П. О чем говорят народные сказки / В. П. Аникин // Литература в школе.– 1970.– № 3.– С. 4–13. 4. Толстой, Л. Н. Религия и нравственность // Л. Н.Толстой. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 39.– М.: Худ. литература, 1956. 5. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 30 / Л. Н.Толстой.– М., 1951. А. М. Вичкитова Санкт-Петербург, Россия «АЛЕША ГОРШОК» Л. ТОЛСТОГО: МОЛЧАНИЕ О СМЕРТИ В исследовательской литературе уже неоднократно отмечалось и обосновыва- лось такое явление русской литературы как «архетип ухода» [Кедров, 1978, 249], [Виролайнен, 2003, 389–407]. Архетип ухода актуализируется не только на уровне буквального ухода, но и на уровне вербальном. Уход из слова характерен для рус- ских писателей в самых разных формах: будь то порывание с творческой карьерой или переход к писательству на другом языке, не говоря уже о постоянной рефлексии по поводу молчания. «Для XIX века вообще можно говорить о мифологеме «ухода», теснейше связанной с архетипом утраты как обретения. Остановимся на тех её про- явлениях, которые связаны <…> c писательством как таковым и могут быть обозна- чены как «уход из речи» [Виролайнен, 2003, 448]. Тема ухода и молчания – являются зерном, из которого вырастает позднее творчество Толстого. Следует иметь в виду, что проявляются эти два лейтмотива не всегда прямо, а имеют разные вариации, а также соединяются с другими сопутст- вующими мотивами. Например, в тему ухода непременно входит тема поиска пути. А тема молчания варьируется с темой умолчания, безответности и смирения. По- разному проявляется и сам уход, в связи с вышеуказанными валентностями, он мо- жет быть буквальным: покидание героем своего дома, семьи, общества. А также уходом из жизни. Причем часто эти два ухода соединяются в один: то есть смерть героя и есть его уход. По отношению к позднему Толстому мы можем говорить сразу о тройном ухо- де: буквальном (уход из семьи и общества), литературного (из слова), экзистенци- ального (из жизни). Тема ухода и молчания была частным предметом дневниковых записей Толстого в последние годы. Примером художественного текста, в котором молчание и уход играют ключевую роль, является рассказ «Алеша Горшок» (1905). Главный герой рассказа крестьянский парень Алеша молчаливый, безответный и трудолюбивый. В его образе Толстому уда- лось воплотить в жизнь «положительно прекрасного» человека. Алеша тот самый ра- ботник, служащий всем, но не себе. Мотив молчания играет важную роль в произведении. Алеша принимает все в жизни молча. Когда над героем смеялись ребя- та – «он молчал либо смеялся» [Толстой, 1936, 54], когда ругали – «он молчал и слу- шал» [Толстой, 1936, 54]. Даже молится Алеша «только руками». Герой-проповедник превращается у Толстого в героя-праведника. «Говорил Алеша мало, и когда говорил, то всегда отрывисто и коротко» [Толстой, 1936, 54]. Когда отец запрещает Алеше же- ниться на Устинье, герой только улыбается в ответ: «Отец много говорил. Алеша стоял и вздыхал. Когда отец кончил, Алеша улыбнулся» [Толстой, 1936, 57].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=