ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
105 По мнению Л. Толстого, нравственность происходит от религии: «Тепло про- исходит от солнца; печи же производят тепло только тогда, когда в печи положены дрова, т. е. работа солнца. Точно так же и нравственность происходит от религии. Социальные же формы жизни производят нравственность только тогда, когда в эти формы жизни вложены последствия религиозного воздействия на людей – нравст- венность» [Толстой, 1956, 3–26]. По мнению писателя, только при таком религиоз- но-нравственном учении, поставленном в основу образования, может быть разумное и не вредное людям, образование. Продолжая развивать в своем творчестве тему нравственности, Толстой твор- чески усваивает традиции фольклорной сказки и создает такие литературные сказки, как «Работник Емельян и пустой барабан» (1886), «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах» (1885), «Зерно с куриное яйцо» (1886). Эти произведе- ния Толстого основаны на вымысле, изображают невероятные, неправдоподобные события. Главный герой – носитель высоких нравственных качеств, чудесный вы- мысел писателя направлен на то, чтобы воспеть, народные идеалы: душевное богатство людей, их нравственную чистоту, стойкость характера, острый ум и смекалку. Вместе с тем Толстой подвергает существенному изменению традиции фольк- лорной сказки: в его рассказах происходит некоторое смещение пропорций от сказочной фантастики к принципам реалистического изображения, что приводит к усложнению повествовательной структуры произведений. Рассказы Л. Толстого «Алеша Горшок» (1905) и «Корней Васильев» (1905) демонстрируют обновление основных принципов реалистического метода писателя. Образ Алеши – образ просто- го безропотного работника, которому присущи христианские черты характера: незлобивость, всепрощение, бескорыстность, служение ближнему, кротость. Писатель выдвигает теперь целое учение о патетической нравственно-философ- ской основе реалистической прозы: «…цельность произведения заключается… в единст- ве самобытного нравственного отношения автора к предмету» [Толстой, 1951, 19]. В статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1907) Толстой описы- вает свое представление о возможностях внесения в основы системы образование обучения религиозным и, как следствие, нравственным принципам бытия. По мне- нию писателя, религия и нравственность являются основой образования. В русской сказочной традиции, воспринятой и продолженной писателем, за- метную роль сыграла идея духовно-нравственного воспитания человека. В образной художественной форме произведения фольклора осмысливают вечные философские проблемы добра и зла, бытия и небытия, истины и красоты и т. д. Можно сказать, что русская сказочная традиция – это целая сокровищница зна- ний, переданных в сказочном жанре. Не просто оценить глубину этой сокровищницы. Не потому ли великий русский писатель Л. Н. Толстой, лишь пройдя богатейший творческий путь, обратился к сказочному жанру? В совершенной, гармоничной, ем- кой, веками вырабатывавшейся форме жанра сказки писатель соединил нравственные ценности и художественные достижения народа со своим авторским талантом. Другими словами, народная сказка и вообще сказочная традиция - это состав- ная часть духовной культуры народа, сказочные принципы осмысления и изображе- ния мира и человека становятся универсальными. Ведь в народе остаются только те сказки, с которыми живут многие поколения. Литература 1. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура: Моногр. / Б. Н. Путилов.– СПб.: Наука, 1994.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=