ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

104 в свои художественные произведения, что придает им дополнительный эстетиче- ский импульс. Сказочную традицию в литературе можно рассматривать не только как систему художественных приемов того или иного писателя, и как религиозно- нравственную, мировоззренческую категорию. Эта традиция, проникая в русскую литературу XIX века, не только способст- вует созданию полноценной авторской сказки на базе фольклорной (например, в лице А. С. Пушкина, который в 30-е годы XIX столетия создал свои собственные сказки, написанные в стихах), не только приводит к структурным изменениям сказочного жанра, но и превращает литературную сказку из антипода народной в её эпигон, а затем в самостоятельный жанр, развивающийся по своим законам и имеющий свои особенности. Сказочная традиция, с одной стороны, приводит к явной дифференциации существующей традиционной жанровой системы, с дру- гой, к обогащению поэтических особенностей художественных произведений. Почему же именно волшебная сказка оказалась такой жанровостойкой и долговечной? Скорее всего, потому, что она выступила в роли хранительницы родовых нравственных норм. Родившаяся в эпоху, когда разрушалось мифологи- ческое мировоззрение, волшебная сказка оказалась первой формой общественного сознания и выразила изначальный комплекс нравственных человеческих представ- лений. Исследователь русского фольклора В. П. Аникин писал: "В мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение" [Аникин, 1970, 13]. Сказочная традиция глубинно и неразрывно связана с менталитетом народа, его базовыми ценностями бытия. Однако идеалы сказки не могли оказаться столь долговечными, если бы не были буквально «впечатаны» в художественную структуру этого жанра. В этом плане волшебная сказка уникальна: в ней нет расхождения между сказочной концепцией действительности, её этической программой и поэтикой, планом изображения и выражения. Очень высоко оценивал роль фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения Лев Толстой. Великий русский писатель и педагог был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систе- му. Признавая огромную роль нравственности в развитии и формировании личности ребенка, Л. Н. Толстой в форму сказочного вымысла облекает жизненные и поучи- тельные истории. Эти положения нашли отражение в педагогических статьях Тол- стого «О народном образовании» (1874), в учебниках для начальной школы «Азбу- ке» (1871–1872) и позже «Новой азбуке» (1874–1875), для которых писатель сочи- няет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения» (1872–1875). Сказочная форма этих книг позволила де- тям легко усваивать сведения по природоведению, географии, истории родной стра- ны, а дидактические сказки выполняли не только развлекательную, но и нравствен- но-воспитательную функцию. Главными героями многих рассказов и сказок Толсто- го становились животные («Три медведя», «Котенок», «Лев и собачка», «Птичка»). Через происшествия, которые с ними случались, отношение других героев, Лев Ни- колаевич учил своих читателей состраданию и любви к «братьям меньшим», ответст- венности за свои поступки. Наиболее характерные особенности русских народных сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм – писатель творчески применил в своих «Русских книгах для чтения». Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, и тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о нравственности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=