ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
103 мах «виноградари» – «работники». Автор, целью которого стало привлечение людей к работе, проводит реципиентов через галерею лиц, событий. И внезапно показыва- ет читателю его самого, ведь каждый из нас – один из виноградарей. Уже не в пер- вый раз Толстой предпринимает попытку вовлечения читателя в особое пространст- во, особенностью которого является то, что находящийся в нем человек ощущает себя способным ко многому, в том числе к постоянной работе, и осознает свою под- чиненность высшему закону жизни. Литература Ссылки на Полн. собр. соч. Л. Н. Толстого заключены в тексте статьи в круг- лые скобки, где первая цифра указывает номер тома, вторая – страницу. 1. Зверев, А. М. Лев Толстой / А. М. Зверев, В. А. Туниманов.– М.: Молодая гвардия, 2007. 2. Сливицкая, О. В. «Человек Толстого» как динамическое тождество / О. В. Сли- вицкая // Русская литература.– 2010.– № 4. 3. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.– М.: Худ. лит., 1928–1958. 4. Чехов, А. П. Собр. соч.: В 12 т. Т. 12. / А. П. Чехов.– М.: Гослитиздат, 1957. Ю. В. Булатова Нижний Новгород, Россия РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СКАЗОЧНОЙ ТРАДИЦИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Известный исследователь русского фольклора Б. Н. Путилов выделил один из основных вариантов понятия «фольклор»: «Фольклор как комплекс явлений тради- ционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звуча- ниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной филосо- фией жизни…» [Путилов, 1994, 23]. Иными словами, по мнению исследователя, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре, с его помощью усваиваются нравственно-поведенческие культурные нормы и ценности какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят наиболее яркое выра- жение в жанре сказки. Известный русский философ И. А. Ильин рассматривал сказку как живое мировоззренческое целое: «…сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лабора- тории» [Ильин, 1993, 55]. Однако в данной статье наше внимание сосредоточено не просто на жанре сказки, а на более общем и фундаментальном понятии – сказочная традиция – это часть фольклорной традиции, явление более широкого порядка, чем создание ново- го жанра – литературной сказки. Эта традиция способствует синтезу фольклорного (сказочного) и литературных жанров. Сказочная форма начинает служить материа- лом для создания разнообразных литературных форм. Русские писатели, следуя ска- зочной традиции, не только создают свои сказки, но и включают сказочную поэтику
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=