ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

100 Только что начавшуюся в Нехлюдове работу уже в зале заседания заглушает страх, а позже, после посещения дома Корчагиных, Нехлюдову становится стыдно. Чувства, испытываемые героем романа «Воскресение», очень схожи с ощущениями Анны Карениной, тщетно пытавшейся вырваться из паутины лжи и обмана. Парал- лель между Анной и Нехлюдовым показательна, потому что духовная работа тол- стовского героя начинается примерно в таких же условиях, в которых оказалась Анна после измены мужу. Разумеется, у холостого Нехлюдова, в отличие от матери и жены Анны Карениной, есть все шансы начать новую жизнь, вырваться из лжи, отречься от условностей и формальностей, не случайно появляется в романе столь близкий само- му Толстому мотив освобождения. Но на первом этапе пробуждения положения Не- хлюдова и Анны наиболее близки: они оба очень прочно связаны с высшим светом, и большая часть их душ отдана именно ему. Этим и объясняется страх героев, по- скольку невозможным представляется им отказ от света без потери себя. Показательно, что воскресая для жизни и работы, Нехлюдов, оставляющий высший свет, не только порывает с Мисси, не только теряет когда-то дорогие ему связи, но и часть своей души , которая принадлежала его сестре, ставшей жертвой установленных правил общества, высшей ценностью которого является роскошь. О. В. Сливицкая считает, что «…нет в поворотах внутренней и внешней судь- бы Нехлюдова той, говоря словами Толстого, “необходимости поэтической”», что «Нехлюдов движим духовными поисками, но они не взрывают глубокие душевные пласты» [Сливицкая, 2010, 13–14]. Действительно, в романе «Воскресение» Толстой подробно не описывает душевных переживаний Нехлюдова, однако вряд ли можно согласиться с тем, что душа героя находится в покое. Подробных описаний изме- няющихся чувств, состояний Нехлюдова в романе нет, поскольку огромное место в нем занимает изображение страданий заключенных и историй отдельных лиц из народа. Нехлюдов (а с ним и читатель, заражающийся чувством героя) является свидетелем большинства происшествий, он слышит из различных уст рассказы о бе- дах и несправедливостях. Но мысль о самосовершенствовании и стремление к ду- ховному росту напрямую связаны в Нехлюдове с работой души. Пытаясь добиться справедливости по отношению к делу Масловой, Нехлюдов берется помогать и дру- гим обитателям острога, поражаясь количеству бессмысленных обвинений и содро- гаясь душевно. Подробно не показывая душевную работу Нехлюдова, автор романа все-таки часто говорит о ней. Во-первых, Толстой показывает реакцию героя на события. Во-вторых, пусть кратко, но сообщает о его чувствах: на Нехлюдова, как и на героя рассказа «После бала», после упоминания о наказании арестантов розгами «нашло то смешанное чувство любопытства, тоски, недоумения и нравственной, переходящей почти в физическую, тошноты, которое и прежде, но никогда с та- кой силой не охватывало его» (32, 180). Не случайно Толстой пишет о «смешанном» чувстве, антитетичные составляющие которого, объединяясь в целое, и передают работу души. В-третьих, глубинную работу души в Нехлюдове открывают отдельные детали и подробности: вспомним, как из массы вещей в имении он выбирает старую фото- графию с изображением его самого, чистой и сияющей Катюши и тетушек, как от- возит ее Масловой. Душевная и духовная работа в Нехлюдове и Катюше идет па- раллельно, они как бы заражаются друг от друга стремлением к дальнейшему дви- жению: «В ней шла мучительная работа. То, что ей сказал Нехлюдов, вызывало ее в тот мир, в котором она страдала, и из которого ушла, не поняв и возненавидев его» (32, 167). Учитывая это, очень символичным становится вручение фотографии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=