ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
97 Второй этап направлен на побуждение ребенка к активному участию в искусстве, стремлению к самореализации в нем. Его задачами являются: становление эмоционально-положительного отношения ребенка к музыке через участие в различных видах музыкальной деятельности, формирова- ние рациональных оценочных и ценностных проявлений детей, характери- зующееся умением высказывать эстетическое суждение о музыке и нали- чием адекватно-поведенческих реакций, формирование сознательного от- ношения к своим музыкальным переживаниям, формирование потребности в оценивании музыкальных явлений. Используются музыкально-двига- тельная игра «Камерный оркестр», педагогические приемы «Умышленная ошибка», «Условное очеловечивание образовательных объектов», метод «размышления о музыке» (Д. Б. Кабалевский), система ассоциативных игр, домашнее чтение сказок и т. д. На третьем этапе осуществляется формирование у учащихся созна- тельного оценивания музыкальных явлений. Задачи: формирование уважи- тельного, корректного отношения к звучащей музыке; стимулирование по- пыток вербального выражения отношения к воспринимаемым музыкаль- ным явлениям, формирование избирательного, осознанного отношения к собственным музыкальным впечатлениям. Используется прием сопос- тавления собственных жизненных эмоций с художественными (С. Д. Да- выдова, Н. Г. Тагильцева), задания на установление ассоциативных связей; метод пластического моделирования, сопровождаемый идеомоторной дея- тельностью и т. д. На четвертом этапе осуществляется формирование ценностной пози- ции личности по отношению к музыкальному искусству. Решаются сле- дующие задачи: проецирование накопленного личного опыта ребенка на объект отношений – произведения музыкального искусства, формирование потребности в активном проявлении ценностного отношения. Использу- ются следующие методы: музыкального обобщения (Э. Б. Абдуллин), му- зыкального размышления (Д. Б. Кабалевский), создания художественного контекста (Д. Б. Кабалевский); игры «Темы героев сказок», «Волшебное озеро». Используются приемы временной, пространственной и содержа- тельной синхронизации образовательных проекций, дополнительного кон- струирования незаконченной образовательной модели (А. С. Белкин), «му- зыкальных секретов» (Н. Г. Тагильцева), «несуразиц» (В. К. Белобородо- ва). В качестве музыки для слушания предлагаются музыкальные произве- дения, созвучные стилю предметно-пространственной среды сказок. Таким образом, данная технология воспитания у младших школьни- ков ценностного отношения к произведениям музыкального искусства реализуется как целостный процесс, охватывающий все многообразие форм учебной музыкальной деятельности. Идеи Л. Н. Толстого о необходимости ценностного и личностного подхода к воспитанию, об опоре на жизненный опыт обучаемого находили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=