ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

96 для создания системы эстетических ценностей на последующих эта- пах музыкального образования школьников, особенно к произведениям музыкальной классики, составляющих «золотой фонд» культурного насле- дия, а образовательный стандарт в области искусства требует от учащегося сформированной системы ценностей, в том числе в сфере музыкально- го искусства. В работах отдельных теоретиков и практиков в области музыкальной педагогики прослеживается обращение к ценности произведений музы- кального искусства (А. А. Пиличяускас, Г. С. Тарасов), утверждение о не- обходимости формирования системы ценностных отношений к произведе- ниям музыкального искусства (Р. А. Ахмадеева, Э. К. Туркина), указание на важность развития оценочного, эстетического отношения к искусству (Д. К. Бусурашвили, А. Ф. Лобова, Л. П. Маслова, С. А. Фадеева), на ис- кусство как средство формирования ценностных ориентаций (Е. А. Бодина, Э. В. Зауторова, Р. П. Шульга). Однако в настоящее время не определены условия воспитания ценностного отношения к произведениям музыкаль- ного искусства, не найдены соответствующие формы и методы руково- дства этим процессом. Данная технология базируется на эмоциональном, когнитивном и по- веденческом компонентах: на специально организованном накоплении му- зыкального опыта учащихся в различных формах музыкальной деятель- ности; на актуализации витагенного (от лат. vita – жизнь) опыта учащихся в процессе различных форм музыкально-исполнительской деятельности; на проекции накопленного витагенного, в том числе музыкального, опыта на объект отношений (музыкальное искусство); на применении методов и приемов, стимулирующих формирование индивидуальной ценностной позиции и активной поведенческой позиции каждого учащегося в учебном процессе; на создании ситуаций успеха в учебном процессе. Педагогическая технология включает четыре этапа. На первом этапе осуществляется расширение витагенного опыта учащихся в области музы- кального искусства: развиваются представления учащихся о музыке как о важном элементе окружающей жизни, происходит накопление учащими- ся музыкально-интонационного опыта, насыщение содержания учебного процесса высокохудожественными образцами музыкальной культуры, раз- витие ассоциативного мышления учащихся и их интереса к музыкальной классике. Привлекаются сказки для домашнего чтения, в которых музыка появляется в самые драматические моменты сюжета и помогает героям в победе добра над злом, и др. Детям предлагаются вопросы, направлен- ные на осознание учащимися значимости музыки в жизни человека, зада- ния на установление ассоциативных связей между музыкальными и зри- тельными образами. Используются методы пластического моделирования (фантазирования), сопровождаемого идеомоторной деятельностью, прие- мы «активного слушания» и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=