ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

95 Рассмотрим сущность данных компонентов более подробно. Эмоцио- нальный аспект является организующим, направляющим компонентом, ядром ценностного процесса, ему принадлежит решающая, созидательная роль в формировании ценностей. Эмоциональный аспект обусловлен про- шлым опытом ребенка. Переживание и наличие образности музыки при восприятии зависит от того, насколько полученные ранее музыкально- эстетические переживания, личностно-значимые жизненные ситуации ак- туализируются в момент восприятия музыкального произведения. Эмо- циональный аспект включает в себя эмоциональную отзывчивость на му- зыку (степень адекватности непосредственных и опосредованных эмоцио- нальных реакций содержанию воспринимаемого музыкального образа, привнесение личностного смысла в воспринимаемую музыку). Когнитивный аспект включает: актуализацию накопленных музы- кально-теоретических знаний при восприятии музыки; наличие в жизнен- ном опыте ребенка ассоциативных связей с воспринимаемыми музыкаль- ными образами; наличие интереса к музыке, осознанное понимание бе- режного отношения к музыкальному искусству; подключение бессоз- нательных образов при восприятии музыкальных произведений; актуа- лизацию опыта жизненно-бытовых ситуаций при их восприятии. Посколь- ку художественные эмоции – это «думающие эмоции», постольку необ- ходим синтез когнитивного (познавательного) и эмоционального начал (Л. С. Выготский) [1]. Поведенческий аспект определяется поведенческими реакциями ре- бенка во время восприятия музыкального произведения. Эти реакции мо- гут носить неосознаваемый характер. Механизм их возникновения сле- дующий: бессознательные образы, до этого хранившиеся в памяти, всту- пают в резонанс с воспринимаемой музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для сознания. Поведенческий аспект определяется практически-действенными проявлениями ценностной позиции по отно- шению к воспринимаемой музыке – умением отстаивать личную позицию в процессе оценивания музыкальных явлений, желанием участвовать в му- зыкально-исполнительской деятельности, умением слушать и слышать му- зыку и тем, насколько ребенок проявляет уважение к искусству компози- тора и исполнителя. Ценностное отношение и ценностное сознание являются основанием для ценностного поведения. Под ценностным поведением понимают целе- направленные действия человека, внутренними регуляторами которых яв- ляются ценностное сознание, отношение, установки, ориентации [4]. Дан- ный аспект связан и с тем, насколько та или другая ценность стала внут- ренней потребностью личности, ее устойчивым интересом. В научно-методическом аспекте проблема воспитания ценностного отношения к музыкальному искусству недостаточно изучена, необходима технология, позволяющая в младшем школьном возрасте заложить основу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=