ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

94 Н. И. Коростелева Екатеринбург, Россия АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО На современном этапе развития общества наблюдается разрушение прежних стереотипов жизненных ценностей и приоритетов у подрастаю- щего поколения. Как и предвидел Л. Н. Толстой, проблема воспитания нравственности и духовности является наиболее глобальной проблемой человечества. Он считал, что утрата духовных ценностей приведет к нрав- ственной деградации личности, и чтобы отношение к окружающему миру стало духовным, нравственным, необходимо новое воспитание [3, 5]. В современной педагогике реализуются основные идеи педагогики Л. Н. Толстого – идеи ценностного и личностного подхода к воспитанию, опоры на жизненный опыт учащегося и т. д. Эти идеи актуальны и востре- бованы современной образовательной практикой. Так, одной из устойчи- вых тенденций развития современной школы является переход к ценност- ной парадигме. Происходит аксиологизация образовательного пространст- ва, которая ведет к необходимости определения ценностных приоритетов модернизации российского образования. Осуществляется переход к гума- нистической образовательной парадигме, важнейшим компонентом кото- рой является ценностное отношение к изучаемой действительности, спо- собствующее развитию личности [4]. Основными понятиями современных наук об образовании: философии, социологии, психологии, педагогики – становятся понятия ценности и ценностного отношения (А. В. Кирьякова, Н. И. Непомнящая, З. И. Равкин). В современной педагогической литературе представлены результаты иссле- дований, посвященные различным аспектам воспитания ценностного отно- шения к учебным предметам и другим сферам окружающей жизни, обла- дающим воспитательным потенциалом (Р. А. Ахмадеева, Л. В. Безрукова, Ю. О. Галущинская, А. А. Геворкян, А. С. Калинин, С. В. Пазухина, О. П. Фи- латова, О. Г. Хмелева и др.). Формированию ценностного отношения к ис- кусству учителей начальных классов посвящена работа Р. А. Ахмадеевой. Воспитание ценностного отношения младших школьников к музы- кальному искусству до сих пор не исследовалось. Мы понимаем под цен- ностным отношением к произведениям музыкального искусства такое от- ношение, которое характеризуется эстетической значимостью для лично- сти музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музы- кальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение бази- руется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого ком- понентов мировоззрения [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=